«Яблочко» — Роль и решение в спектакле
Поскольку мы считаем танец «Яблочко» знаменательной вехой сценической народной хореографии, проанализируем его роль и решение в спектакле. Композитор Р. Глиэр для характеристики советских моряков вводит тему «Яблочка», которая органично как лейтмотив возникает в спектакле.
Отсюда и хореографическое решение (балетмейстеры В. Тихомиров и JI. Лащилин) номера не как дивертисментного, вставного, а как танца действенного, танца-рассказа советских моряков о своей жизни.
Взятые из распространенного в народе танца элементы не были механически перенесены в спектакль, балетмейстеры технически усложнили и расцветили многообразием приемов эти движения. Кроме того, в основном сольный или переплясовый танец получил на сцене композиционную ансамблевость, что было необходимо для характеристики коллектива моряков, их чувства солидарности и товарищества.
В образной интерпретации танец стал одним из значительных мест в спектакле. В спектакле особом, ставшем первым произведением современной советской хореографии.
Многообразный поток народного творчества будоражил мысль деятелей искусства. Изучению подлежали не раз и навсегда застывшие формы (как нередко полагают), а народный танец в связи с историей жизни народа и те формы танцевального творчества, которые соответствовали времени задуманного хореографического произведения.
Так было намечено главное: народный танец передавал на сцене то духовное, эмоциональное начало, которое роднит его с временем, со зрителем, с героями спектакля — его современниками. Это получило свое дальнейшее развитие в спектаклях самой разной темы и стиля решения.