Виды танцев: Современная опера
Современная опера также немало использует возможности сценического танца в своей партитуре. Такова, к примеру, сцена бала в опере Прокофьева «Война и мир».
Значительно используются народные сценические танцы в национальных операх, становящихся на сценах советских театров.
Иными словами, народно-сценический танец в oпeре — это живая и развивающаяся страница биографии хореографического искусства.
Многообразие сценических форм танца, как мы уже говорили, позволило сложиться самостоятельному виду театрального искусства, получившему название балет.
Прообраз музыкально-танцевального театра уходит в глубь средних веков, к традициям феодальных замковых празднеств. Во время рыцарских военно-спортивных турниров, балов и пиров устраивались театрализованные выступления с музыкой и танцами, так называемые междуяствия (момерии). Не ограничиваясь исполнением «фигурных» танцев в Залах, хозяева балов устраивали целые представления с развернутым сценическим действием. Нередко эти драматизированные сюжетные пантомимы носили политически актуальный характер.
Наряду с праздниками, имевшими цели политической агитации и демонстрации могущества и богатства их устроителей, появляются представления галантного и мифологического содержания. Последние получили распространение в Италии как выражение интереса к античному миру. Стиль этих спектаклей определил их синтетический характер, где музыка, поэзия, танец сочетались в едином сюжетном развитии, подготавливая почву для рождения оперно-балетного жанра.
Естественно, что танцевальный язык представлений еще не был богат. Но любительские момерии позднего средневековья предопределили появление музыкальных жанров — оперы и балета, получивших полное признание в эпоху Возрождения.
Характеризуя историю развития театра эпохи Возрождения, С. Мокульский подчеркивает, что это был, первая стадия нарождающейся буржуазной культуры которая выражала разложение формации в связи с poстом товарно-денежного хозяйства и буржуазно-капиталистических отношений. Возрождение явилось «первой наметкой культурной революции буржуазии, осуществляемой ею задолго до того, когда она созреет для своей политической революции».
Революционный характер деятельности молодого класса порождает стремление к новому. Новые имена художников и драматургов, новый театр—от здания и его технической оснащенности до стиля драматургии. Новые спектакли, проникнутые мировоззрением Ренессанса, рассказывающие о действительной жизни, потребовали актера нового типа. Появление кадров профессиональных актеров завершает отделение театра возрождения от прежнего театра средневековья.