Позиции рук в классическом танце
Позиции рук изучаются на середине зала с самых первых уроков.
Предварительно следует усвоить положение кисти руки: кончик 1-ого пальца прикасается ко 2-ой фаланге 3-его пальца, остальные и свободно сгруппированы. Это требуется только при первоначальной постановке, пока движения учащегося еще не подчинены его воле и пальцы бывают напряжены. В дальнейшем кисть получает немного свободы: сохраняется округлость пальцев, но 1-ый палец не соприкасается с 3-им, а лишь двигается к нему.
В классическом танце ленинградской школы приняты три позиции рук (рисунок «Позиции рук»).
Они изучаются при естественном положении ног: пятки ставятся вместе, носки разводятся немного врозь. Корпус подтянут, плечи опущены и раскрыты. Положение головы en face.
Подготовительное положение позиции рук
Руки слегка свободно опущены книзу, округлены в и локтях и расположены перед корпусом, образуя овал. Пальцы сгруппированы, как указано выше. Кисти почти соприкасаются.
Первая позиция рук
Руки, сохраняя округлость, поднимаются на высоту диафрагмы. Во время движения их следует поддерживать в 2-ух опорных точках — в локтях и пальцах — на одном уровне.
Перед тем, как приступить к изучению наиболее трудной второй позиции, следует освоить третью позицию. По своему построению она аналогична первой позиции.
Третья позиция рук
Руки из подготовительного положения поднимаются в первую позицию. Сохраняя округлость, они Поднимаются наверх, как бы заключая голову в овальную рамку. Склонность учащиеся отводить руки назад должна быть предупреждена.
Упражнение
Руки поднимаются из подготовительного положения в 1-вую позицию, отсюда, продолжая движение, поднимаются в 3-ью позицию, из третьей позиции возвращаются в первую и из первой опускаются в первое подготовительное положение. Упражнение исполняется и одной рукой, которая движется точь-в-точь против середки корпуса, другая рука сохраняет подготовительное положение.
Движение рук здесь и в последующих упражнениях должно быть плавным. Руки сохраняют первоначальную округлость и движутся самостоятельно, независимо от корпуса.
Стиль музыкального сопровождения очень плавный, размер четыре четверти и три четверти. Упражнение исполняют равномерно па четыре такта.
Лишь после того как усвоены первая и третья позиции, можно приступить к изучению второй позиции.
Вторая позиция рук
Руки из первоначального подготовительного положения приподнимаются в 1-вую позицию. Сохраняя округлость, они постепенно раскрываются в стороны, начиная движение от самих пальцев. При этом они поддерживаются в двух опорных точках — в и локтях — на одном уровне. В конце движения руки находятся чуть впереди корпуса, с продолжением в линию раскрытых и опущенных плеч. Склонность учащихся отводить руки назад должна быть предупреждена.
Упражнение
Руки, раскрытые на вторую позицию, снова соединяются в первой и опускаются в первоначальное подготовительное положение. Упражнение исполняется плавно, без акцентов.
Музыкальный размер четыре четверти и три четверти.
Первый такт — руки приподнимаются в 1-ую позицию.
Второй такт — раскрываются во вторую позицию.
Третий такт — возвращаются в первую позицию.
Четвертый такт — опускаются в начальное подготовительное положение.
Когда вторая позиция усвоена, руки опускаются непосредственно в подготовительное положение.
Упражнение
Руки, раскрытые во второй позиции, поворачиваются ладонями книзу и, слегка смягчаясь в локтях, опускаются в начальное подготовительное положение, сдерживая движение в пальцах.
Музыкальный размер в упражнении четыре четверти и три четверти.
Первый такт — руки приподнимаются в 1-ую позицию.
Второй такт — раскрываются во вторую позицию.
Третий такт — сохраняют принятое положение второй позиции.
Четвертый такт — опускаются в начальное подготовительное положение.
Следующее упражнение является более сложным.
Упражнение
Руки, поднятые в третью позиций, сохраняя округлость, раскрываются на 2-ую позицию, начиная своё движение от самих пальцев, после чего опускаются непосредственно в подготовительное положение. Музыкальный размер четыре четверти, три четверти и шесть восьмых.
Примечание. При исполнении указанных упражнений руки во время движения должны быть свободны, совсем не напряжены в и локтях. Плечи в движении не участвуют, их сохраняют и раскрытыми.
Усвоив 3-и позиции рук, изучают каким должно быть положение рук во время экзерсиса у палки, и удерживаясь за палку только одной рукой.
Стоять у палки необходимо на расстоянии свободно и согнутой в области локтя руки, уложив кисть на палку, но ни в коем случае не обхватывая её, немного впереди своего корпуса. Свободная от палки рука принимает начальное подготовительное положение, ваши ноги встают в требуемую позицию, а голова поворачивается от самой палки.
Таким образом исполняют у палки все предыдущие упражнения, причем теперь в них включаются и движения головы. Когда рука правая поднимается в 1-ую позицию, головка немного наклоняется к плечу левому, взгляд направлен на кисть руки. Когда рука раскрывается во 2-ую позицию, голова, приподнимаясь, поворачивается вправо, взгляд направляется за кистью руки. Как только рука опускается в начальное подготовительное положение, то голова остается в правостороннем повороте. Если через 1-ую позицию рука приподнимается в 3-ью позицию, голова, поворачиваясь вправо, слегка приподнимается, взгляд следует за кистью руки. Если раскрывается рука на 2-ую позицию, голова поворачивается вправо. Движения головы очень свободны, шея не грамма ненапряженна (рисунок «Подготовительное движение рук»).
Надо внимательно следить за ровностью раскрытых и опущенных плеч. Рука, которая исполняет упражнение, движется точь-в-точь против середины корпуса танцора; рука, которая лежит на палке, не изменяет своего первоначального принятого положения.
Музыкальный размер тот же, что и в предыдущих упражнениях.
В дальнейшем тем же упражнениям придается художественная окраска. Руки начинают за тактом движение от самих пальцев, немного разгибаются в области локтя, приоткрываясь из начального подготовительного положения в стороны. Голова в момент поворота слегка принаклоняется, взгляд следует за кистью танцующего. Снова закрываясь в начальное подготовительное положение, руки танцора переходят к выполнению заданного упражнения.
Движение за тактом сначала включается в экзерсис у палки, а по усвоении исполняется на середине класса.