Виды танцев: Бальные танцы. Заключение
В разных странах бальные танцы появлялись не одновременно. В России, например, еще в первой половине XVII века не знали других танцев, кроме национальной русской пляски.
Если бытовые народные пляски не фиксировались и передавались из поколения в поколение, так сказать, изустно, то есть «из рук в руки», то с появлением салонных танцев, необходимостью совершенствоваться в мастерстве их исполнения появились учителя, а затем и методические пособия по обучению бальному танцу. В них не только фиксировались элементы танцев, то есть основные па, но и закреплялись композиционные схемы, что позволило значительно расширить их географию и канонизировать форму.
Сам термин «бальный» часто связывают с названием танцевальных залов, для которых приспосабливались бывшие бильярдные (балл — шар). Думается все же, что более точным следует считать объяснение происхождения термина от однокоренного слова «балет», возникшего от латинского ballo, то есть танцую.
Постепенно сложившись как разновидность бытового танца, бальный танец не только продолжает испытывать влияние народного (пополняясь все новыми образцами), но и сам влияет на народные формы бытового танца, в какой-то мере организуя его композиции. Так, в свое время (вторая половина XVIII — начало XIX в.) русская сельская пляска получила окраску контрдансовых композиционных схем, и появилась самобытная разновидность русского народного танца — кадриль.
Несмотря на то что существовала канонизации и общие нормы требований к бальному танцу, они по разному исполнялись в разные эпохи и в разных странах. Они всегда ассимилировались исполнителями на основе тех традиций, которые веками складывались в народной хореографии. Так, своеобразно был прочитан известный всей Европе французский менуэт его исполнителями в России. Они внесли в него кантиленность и напевность пластики, присущие русской хореографии.
Таким образом, определенный бытовой танец, будь он народным или салонным, в силу различных причин не носил повсеместного характера и его нельзя было с полным правом назвать массовым.
В последние годы к массовым танцам относят так называемые танцевальные «шлягеры». В отличие от сложившихся традиций построения и исполнительства они имеют в своей основе неограниченный импровизационный запас. Этим объясняется, видимо, широкий интерес к ним молодежи, стремящейся к проявлению фантазии и привлекаемой острым чувством современной ритмики, свойственной этим музыкально-танцевальным стилям.
Практически в широком исполнении эти танцы (сменяя друг друга) оттеснили на танцплощадках все другие группы бытового танца.
Таким образом, слово бальный, потеряв свое первоначальное значение, связывающее его с танцами только на балах, стало наиболее широким в определении одного из видов современной хореографии, то есть танцев исполняемых в бытовых ситуациях.
Получило развитие сольное исполнительство для тех чьи способности и интерес позволяют долго и тщательно изучать бальные танцы, усложнять технические возможности и мастерство и выступать на конкурсах-соревнованиях. Стали распространяться и групповые формы танцевания — ансамбли современного бального танца. Все они разные и подчас внешне непохожие объединены природой бытового танца и служат особым языком общения людей.
Но будь то танго, самба или рилио — танцы бальные, танцы, вступившие в последнюю четверть XX века, за ними стоят танго бразильцев, темпераментные танцы народов Аргентины и разновидность польки, основанной на национальных особенностях литовских танцев.
Постараемся подвести некоторые итоги.
Хореография, представляющая собой один из видов искусства, за многие века своего существования стала огромным деревом, чья крона богата разновидностями, объединенными ее строго соразмерным стволом и глубокими корнями. Эти питательные корни — танец, создаваемый народами, населяющими землю и по-своему говорящими на этом образном языке.
А дерево растет и растет, и вот уже не только бытовые, но и сценические танцы имеют свои полнокровные ответвления. Они в свою очередь, становясь все богаче, предлагают зрителю сценически яркие образы классического, характерного, народно—сценического, эстрадного и модерн танца. Возникают все новые разновидности бытовых и собственно бальных форм танца для исполнения на больших и малых площадках, на старинную и современную музыку, для группового, парного и сольного исполнения в самых разных условиях, где бальный танец может создать атмосферу общения людей, позволить интересно и неординарно провести время досуга.
Возможности хореографии удивительно богаты. В новых ее видах отражается постоянно изменяющаяся в своем развитии жизнь народа. Вот почему и живут иной жизнью уже ставшие традиционными виды хореографии. На их основе рождаются новые, обогащая и множа богатства выразительных средств этого искусства, его танцевальный язык.