Виды танцев — Примеры из литературных материалов
В подтверждение обратимся к примерам. Проанализируем те, что заложены в самом литературном материале, а не привлечены фантазией режиссера для решения его замысла.
Вот какова роль танца в развитии образов трех героинь в трех разных пьесах. Первая— Лариса в пьесе Арбузова «Иркутская история»; вторая —Надя в пьесе Володина «Старшая сестра»; третья —Нила Снижко в пьесе Салынского «Барабанщица».
Пример 1. Лариса —продавщица в магазине дальней стройке. Ей немало лет, личная жизнь устроена. Эхо рождает потерю веры в себя, неудовлетворенность. Такой — неинтересной и для окружающих и для зрителей — предстает она в начале спектакля. Другую Ларису, недовольную мещанским течением жизни, Ларису, протестующую и мечтающую, мы, зрител и ее знакомые по пьесе впервые видим в танце на свадьбе у подруги. Именно в танце раскрываются дремлющие, но живущие в Ларисе темперамент и широта, женственность и характер.
Появление такого танца-характеристики подготовлено предшествующей внутренней жизнью героини, а данной сцене ее истинный образ как бы проявляет для всех. После этой сцены уже невозможно «рисовать образ прежними красками». Танец раскрыл Ларису перед ее товарищами — меняется ее судьба.
Как же возникает танец, выполняющий такую значительную задачу в самой сцене? Лариса на свадьбе у подруги, она рада, что судьба Вали складывается хорошо, но это еще раз подчеркивает ее собственное одиночество. Свадьба идет своим чередом, кругом в селье, песни, приглашают танцевать и Ларису. Она оказывается, смущается. Но вот ее вытолкнули на середину комнаты, все смотрят и ждут. Медленно и нехотя начинает она движение руками, затем проходит по кругу. И вдруг преображается, подчиняясь танцу, eе ритму, свободной стихии, увлекаясь и увлекая других.
Каждый режиссер по-своему построит эту сцен в пьесе, конкретизируя задачу балетмейстера, но ведущей задачей танца Ларисы, безусловно, будет раскрытие глубины характера героини.
Пример 2. Пьеса Володина «Старшая сестра» ,написана примерно в те же годы, что и «Иркутская история». Их героини—современницы. Есть общее и в удьбах Ларисы и Нади.
Надя живет с сестрой, которую воспитала и о которой продолжает заботиться. Натура одаренная, фантазерка, она ведет замкнутый образ жизни. Ей скоро тридцать лет, и дядя решает помочь ей устроить личную жизнь. Сцена, интересующая нас, начинается с прихода в дом сотрудника дяди — молодого очень скромного человека. Разговор в присутствии дяди, ведущего сватовство, не клеится. Наде становится противно, обидно, и она устраивает спектакль. Фантазируя свою роль, она ведет себя согласно сцене издевательски, но раскрывает существо и деляческий характер подобного способа знакомства. В эту роль вплетается песня, затем танец. Автор указывает: «В ее движениях избыток сил, природное изящество и злость. Она танцует все более азартно, хрипло подпевая себе. Танец прерывает так же внезапно и резко, как ранее песню».
«Ну и все, идите!» — говорит она гостю. Если Лариса в танце раскрывалась в лучших своих чертах, то здесь танец — пародия, показывающая отношение самой Нади к сложившейся ситуации. Но и здесь он неразрывно связан с ее личностными качествами, характером, манерами, природной грацией.
Пример 3. Нила Снижко показана автором в очень острой ситуации: она, советская разведчица в тылу врага, сохраняет свое инкогнито и в освобожденном городе.
«Лучше несколько лет пробыть среди врагов, чем хотя бы один день быть врагом среди своих», — говорит она. Но у нее важное задание: немец разведчик должен поверить ей, ее рассказу. И она танцует, танцует обнаженная на столе, в стиле западного кабаре, изображая ту, которой может поверить враг. Танец возникает моментально, потому что решиться на него ей, советской девушке, трудно, а сомнение может погубить дело. Он неразрывно связан с образом, подготовлен всем предшествующим действием.
Во всех приведенных примерах танец выступает как яркое действенное средство в палитре актрис, испол телышц ролей Ларисы, Нади, Нилы.
Конечно, индивидуальность актрис отразится конкретном прочтении этих образов. Конечно, каждый режиссер, решая спектакль и данные сцены, внес; в них свой индивидуальный почерк и в связи с этим определит задачи балетмейстера — постановщика танца. Конечно, каждый балетмейстер в соответствии со своей индивидуальностью, одаренностью и исходя из замысла режиссера и линии роли актрисы создаст свой вариант танца. Но все они должны родиться из пьесы, из спектакля, из сцены, из образа, быть органической частью данного спектакля.