Виды танцев — Примеры из литературных материалов

Танец, история танца, жизнь танца, бытовые танцы, пляски, хореография, народный танец, хореография, история танца, танцевальные движения, танцуй ради жизни, виды танцев, сценический танец, классическая хореография, курсы хореографииВ подтверждение обратимся к примерам. Проанализируем те, что заложены в самом литературном материале, а не привлечены фантазией режиссера для решения его замысла.

 

 

 

 

 

 


Вот какова роль танца в развитии образов трех героинь в трех разных пьесах. Первая— Лариса в пьесе Арбузова «Иркутская история»; вторая —Надя в пьесе Володина «Старшая сестра»; третья —Нила Снижко в пьесе Салынского «Барабанщица».

Пример 1. Лариса —продавщица в магазине дальней стройке. Ей немало лет, личная жизнь устроена. Эхо рождает потерю веры в себя, неудовлетворенность. Такой — неинтересной и для окружающих и для зрителей — предстает она в начале спектакля. Другую Ларису, недовольную мещанским течением жизни, Ларису, протестующую и мечтающую, мы, зрител и ее знакомые по пьесе впервые видим в танце на свадьбе у подруги. Именно в танце раскрываются дремлющие, но живущие в Ларисе темперамент и широта, женственность и характер.

Появление такого танца-характеристики подготовлено предшествующей внутренней жизнью героини, а данной сцене ее истинный образ как бы проявляет для всех. После этой сцены уже невозможно «рисовать образ прежними красками». Танец раскрыл Ларису перед ее товарищами — меняется ее судьба.

Как же возникает танец, выполняющий такую значительную задачу в самой сцене? Лариса на свадьбе у подруги, она рада, что судьба Вали складывается хорошо, но это еще раз подчеркивает ее собственное одиночество. Свадьба идет своим чередом, кругом в селье, песни, приглашают танцевать и Ларису. Она оказывается, смущается. Но вот ее вытолкнули на середину комнаты, все смотрят и ждут. Медленно и нехотя начинает она движение руками, затем проходит по кругу. И вдруг преображается, подчиняясь танцу, eе ритму, свободной стихии, увлекаясь и увлекая других.

Каждый режиссер по-своему построит эту сцен в пьесе, конкретизируя задачу балетмейстера, но ведущей задачей танца Ларисы, безусловно, будет раскрытие глубины характера героини.

Пример 2. Пьеса Володина «Старшая сестра» ,написана примерно в те же годы, что и «Иркутская история». Их героини—современницы. Есть общее и в удьбах Ларисы и Нади.

Надя живет с сестрой, которую воспитала и о которой продолжает заботиться. Натура одаренная, фантазерка, она ведет замкнутый образ жизни. Ей скоро тридцать лет, и дядя решает помочь ей устроить личную жизнь. Сцена, интересующая нас, начинается с прихода в дом сотрудника дяди — молодого очень скромного человека. Разговор в присутствии дяди, ведущего сватовство, не клеится. Наде становится противно, обидно, и она устраивает спектакль. Фантазируя свою роль, она ведет себя согласно сцене издевательски, но раскрывает существо и деляческий характер подобного способа знакомства. В эту роль вплетается песня, затем танец. Автор указывает: «В ее движениях избыток сил, природное изящество и злость. Она танцует все более азартно, хрипло подпевая себе. Танец прерывает так же внезапно и резко, как ранее песню».

«Ну и все, идите!» — говорит она гостю. Если Лариса в танце раскрывалась в лучших своих чертах, то здесь танец — пародия, показывающая отношение самой Нади к сложившейся ситуации. Но и здесь он неразрывно связан с ее личностными качествами, характером, манерами, природной грацией.

Пример 3. Нила Снижко показана автором в очень острой ситуации: она, советская разведчица в тылу врага, сохраняет свое инкогнито и в освобожденном городе.

«Лучше несколько лет пробыть среди врагов, чем хотя бы один день быть врагом среди своих», — говорит она. Но у нее важное задание: немец разведчик должен поверить ей, ее рассказу. И она танцует, танцует обнаженная на столе, в стиле западного кабаре, изображая ту, которой может поверить враг. Танец возникает моментально, потому что решиться на него ей, советской девушке, трудно, а сомнение может погубить дело. Он неразрывно связан с образом, подготовлен всем предшествующим действием.

Во всех приведенных примерах танец выступает как яркое действенное средство в палитре актрис, испол телышц ролей Ларисы, Нади, Нилы.

Конечно, индивидуальность актрис отразится конкретном прочтении этих образов. Конечно, каждый режиссер, решая спектакль и данные сцены, внес; в них свой индивидуальный почерк и в связи с этим определит задачи балетмейстера — постановщика танца. Конечно, каждый балетмейстер в соответствии со своей индивидуальностью, одаренностью и исходя из замысла режиссера и линии роли актрисы создаст свой вариант танца. Но все они должны родиться из пьесы, из спектакля, из сцены, из образа, быть органической частью данного спектакля.

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать