Виды танцев: Театр возрождения Комедия масок
Театр Возрождения нельзя рассматривать как единое, сложившееся явление. Его своеобразие, как отметил С. Мокульский, заключается в том, что «наиболее массовые, демократические течения в нем носили на себе средневековый отпечаток, наиболее же новаторские течения были недоступны массам… Это типичный театр переходной эпохи от феодального к капиталистическому обществу».
Первые спектакли светской драмы немногим отличались от средневековой мистерии. Первые балеты также напоминали средневековые момерии. В спектаклях наравне с танцем жили песня и слово. Исполнителями были любители знатного происхождения. По ходу действия они танцевали знакомые им бальные танцы, меняя костюмы и рисунки танцев. Последние отличала простота движений и сложность композиции, их называли фигурными танцами. (Устроители часто чертили на полу мелом линии движения.)
Специального, характерного языка, отличного от бального, подобные сценические танцы не имели, они были неразрывно связаны с танцем бытовым, салонным, и через него следует просматривать связи с танцем народным.
К каким бы театральным жанрам этого времени мы ни обратились, все они включают одну из осноеных частей спектакля — сценический танец. Представления сопровождались вокально-танцевальными интермедиями. Наиболее распространенными были два вида интермедий: пантомима (аллегорическая или мифологиче екая) и фигурные танцы.
Танцы для подобных интермедий ставились специально. В них, а также в пасторалях участвовал профессиональные актеры. С профессиональным актер ством и связано развитие лексики сценического танца.
С появлением профессиональных групп получает развитие комедия масок (commedia dell’arte). Три основных признака комедии — маска, импровизаци и буффонада — неразрывно связаны с наличием в спектакле танцевальных элементов. Буффонада сочеталась с беготней, прыжками, кувырканием, акробатикой и эквилибристикой, что требовало от актеров первоклассного владения телом.
Танец входил неотъемлемым элементом в каждый спектакль. Для формирования приемов сценического танца очень важным было то, что он служил средством выражения характера роли.
Роль итальянской комедии масок не ограничивается сказанным. Артисты познакомили со своим искусствоа зрителей других европейских стран, что немало способствовал развитию сценического танца в этих странах.
То, что в конце XVI века называлось балетом, не было спектаклем чисто хореографическим. Это были также синтетические представления, сочетавшие вакальные, драматические и танцевальные элементы npи ведущей роли последних.
Танцы носили декоративный характер, пышность их подчеркивалась медлительной значительностью и широтой исполнения. Балетный театр накапливал искусство композиционных приемов. Так было до конца XVI века. Дальнейшее развитие жанра связано, как говорилось выше, с привлечением в любительские спектакли профессионалов в так называемые «балеты коралевы». Это своеобразное «содружество» придворны любителей и профессионалов сохранилось в исполнение комедийных балетов Мольера вплоть до 1670 года.
Что же можно сказать о самом сценическом танце того времени? Его технических приемах и отличительных чертах?
Прежде всего ясно, что сценический танец к моменту первых сценических представлений был техничен, лексика балета XVII века уже сложна и богата. Многочисленны упоминания о «высоком танце» (dans haut), что говорит о наличии в нем прыжковых элементов. Знал язык балета уже и туры (tours — вращения), и позиции. Не вызывает сомнения, что прыжки и вращения происходят от народных танцев, поскольку, как мы знаем, бальная хореография характеризуется басс-дансами (bas danses), низкими скользящими танцами.
Дальнейшее развитие сценических форм танца в балетном спектакле формировалось в непосредственной связи с законами театральной сцены.
В разных странах она имела свои особенности, которые в конечном счете и позволили сформироваться нескольким самобытным школам балета.
В рамках нашей темы хотелось бы подчеркнуть, что огромную роль в их становлении сыграла степень связи с традициями народной хореографии той или иной страны. Особенно ярко прозвучало это в России, где формирование русской школы классического танца происходило в связи с богатейшими национальными танцевальными традициями. Это находило выражение и в тематике спектаклей, связанных с поэтикой Пушкина и событиями войны 1812 года, и в народно-патриотических дивертисментах. Это получило развитие и в присущем только России «университете» крепостного театра, где артистами становились представители народа.
Конечно, это нельзя отождествлять с особенностями балетного театра и только в этом видеть причины его самобытности. Но тем не менее именно неповторимость национальной песенно-танцевальной традиции в народных русских танцах позволила создать знаменитые хороводы белых лебедей «Лебединого озера» П. И. Чайковского— поэтического символа русского балета.