Новый жанр сценической хореографии
Красота, эстетическая ценность народных танцев известна издавна. Не рассчитанные на специальный зрительный просмотр, они вместе с тем из века в век, от поколения к поколению накапливали и оттачивали гармонию составляющих их выразительных средств.
Немало путешественников, разъезжающих по разным странам мира, в своих путевых дневниках оставили нам описание ярких впечатлений, которые вынесли они от знакомства с танцами тех или иных народов. Составляя часть ритуала, обычаев, сценария традиционных праздников и гуляний, народный танец был органичной частью этих бытовых событий. Лучшие из танцев и после изменения уклада жизни и отмирания того или иного ритуала сохранились и составили художественную сокровищницу народного искусства. Опыт сценического исполнения народных танцев, конечно, тоже имеет довольно длительную историю. Еще первые профессионалы танца, коими в России можно смело назвать скоморохов, радовали своих зрителей мастерским исполнением плясок, часто технически не легких, с трюками и богатством фантазии в традиционных коленцах.
Определенный опыт исполнения на сцене приобретен был и в рамках спектаклей балетного театра. Так, в России исполнением русской пляски славились еще в начале XIX века такие актеры, как Е. Колосова, И. Аблец да и многие другие.
Значительное место занимали русские и другие народные танцы в дивертисментах, где они составляли основной материал действия. Включали народные танцы в сценической интерпретации балетмейстеров и в драматические спектакли, где они служили для передачи атмосферы праздника, гулянья, для характеристики того или иного героя. Так, известно, как много внимания уделял им в своих спектаклях знаменитый М. Петипа.
Несколько иное место заняли народные сцены и танцы в творчестве известных русских балетмейстеров А. Горского и М. Фокина. В частности, Горским была даже поставлена программа «Танцы народов мира».
Все это, безусловно, послужило серьезной предпосылкой для будущего рождения ансамблей народного танца.
Возможность организации коллектива заложена уже в массовой форме исполнения танцев и песен.
Но сегодня мы можем говорить не о некоей организационной единице — ансамбле танца, a o новом жанре хореографического сценического искусства, каким стал ансамбль танца. Можно сказать, что это своеобразный театр народного творчества, причем он имеет свои видовые варианты: ансамбль танца, ансамбль песни и пляски, хоровые коллективы, где есть специальная танцевальная группа.
В 1980 г.в Советском Союзе было 23 ансамбля танца, ансамблей песни и пляски — 34, танцевальных групп в народных хорах-14. Это только профессиональные коллективы. Концертные программы каждого из них представляют собой самобытные сценические произведения, где основным выразительным средством выступает народный танец.
Первая из танцевальных групп возникла при ансамбле Советской Армии в 1925 год. Вслед за ней появился узбекский ансамбль под руководством Тамары Ханум. Первым в мире ансамблем народного танца стал ансамбль под руководством Игоря Моисеева, созданный 10 февраля 1937 года. Ансамбль народного танца есть на Украине, в Грузии, в Дагестане, в Молдавии и других союзных и автономных республиках и, наконец, ансамбль «Березка».
Руководителями ансамблей выступают профессиональные хореографы чей интерес к народному творчеству, глубокое изучение фольклора позволяют решать средствами народной хореографии сценические образы, рассказывать о жизни, труде и радостях новой жизни. Владение законами сценической хореографии позволило подходить к осуществлению постановок с глубоким профессионализмом.
И здесь прекрасную помощь оказывали проходившие смотры самодеятельного искусства. На них привозили подлинно народные танцы. Большой материал получали балетмейстеры в своих поездках по стране, подсмотренное, записанное подвергалось обработке как материал, из которого создавались новые танцы, близкие по духу народным.
Игорь Моисеев в своем ансамбле народного танца дал целые композиции, развернутые полотна, творчески преломляя народный танцевальный материал. Среди них «Четыре времени года», «Русская сюита», «Молдавская сюита» и т.п.
Герой этих композиций — народ, его борьба, труд, смелость и величие души. «Партизаны», «Два Первомая» были близки самому широкому зрителю и высоко оценены им. Не случайно, ансамбль Игоря Моисеева, говорящий на «танцевальном эсперанто», восторженно принимается народами всего мира, как «танцевальная энциклопедия народной жизни».
Новыми многоцветными красками заискрился русский народный танец в талантливых руках балетмейстера Т. А. Устиновой — руководителя танцевальной группы хора имени Пятницкого. Если собрать в единую программу танцевальные номера этой группы (осуществленные с 1938 года), получится настоящий праздник русского танца. И, просмотрев такую программу, совершишь путешествие по России, от северных заснеженных краев до солнечного юга и от лиственного Подмосковья до таежных просторов Сибири. Богатство русского народного фольклора, говорящего о необъятных талантах русского человека, раскрывается перед зрителем.
Народные таланты на сцене сохраняли свои самобытные черты, но они приобретали и новые краски. Прежде всего изменилась и усложнилась композиция танца, стал разнообразнее рисунок, значительно усложнились технические движения танца.