Виды танцев: Хореография народов
В сложившемся сценическом танце подчас трудно определить, к хореографии какого именно народа относится то или иное танцевальное па, и это объясняется следующим: во-первых, многим народам присущи однохарактерные, близкие по форме движения (переборы ногами, тройные переменные шаги, приседания после прыжков и т. п.). Это определяется схожими природными условиями (например, шаг с носка у горцев разных стран) и связанными с этим характером труда укладом жизни, что еще раз подчеркивает связь танца с жизнью народа, его трудовой деятельностью. Во-вторых, профессиональные бродячие актеры в своих скитаниях из страны в страну собирали те движений и краски, которые могли обогатить их танец.
Поэтому не удивительно, что основой элемент классического танца (pas de bourree) могут быть переборы ног, встречающиеся у басков и шотландцев, у поляков и венгров, у русских и татар, под классически приемом рlie — многочисленные приседания в разныx народных танцах, под антраша (заносками) —ударь ноги об ногу, характерные как для итальянских, испанских, так и для польских танцев («голубцы»). Подобный список примеров можно увеличить и все они приведут к выводу об обобщении в сценическом танце отдельных движений разных народных танцев, исполнявшихся в разные времена.
Веками народ отбирал для своих плясок наиболее убедительные штрихи, сближающие танцевальный образ с жизненным, искал меру, приемы образности. Как говорил критик и балетовед В. Голубев, «пластические интонации танца заложены в жизни, заданы, рождены жизнью». Но они не есть повторение бытовых телодвижений или пластическая репродукция жизненных явлений. Они, прежде всего, художественный образ, поэтично и обобщенно воспроизводящий реальную действительность. »
Как было показано, формирование сценического танца —процесс длительный и проходит под непрерывным воздействием народной хореографии. Дальнейшая судьба сценического танца, его балетных жанров формируется так же, но правильнее определить это, как обогащение профессионального танцевального искусства народными элементами.
Вместе с тем, выросшие в самостоятельный жанр профессиональное сценическое танцевальное искусство само приобретает право влиять на развитие народного искусства и осуществляет это на практике.
Таким образом происходит процесс взаимообогащения. Процесс, который не всегда равнозначен в соотношении сил, где ведущая роль может поочередно меняться, но именно он, претерпевая изменения времени определяет развитие хореографического искусства.
Так, развитие, скажем, характерного танца дало толчок к появлению более поздних форм народно-сценической хореографии. В переводе danse caracter означает танец в образе, и возник он в спектакле, как уже говрилось, буквально с первыми его опытами. Он передавал фабулу, позволял очерчивать характеры и для этого очень широко пользовался лексикой народного танца. Естественно, различная степень информированности и владения национальным танцем того или иного народа в разные периоды и в разных спектаклях позволяла с большей или меньшей точностью использовать народное искусство. Потому, можно сказать, новую полнокровную жизнь обрел характерный танец в советском балетном театре, когда расцвело в своем удивительном многообразии искусство народов страны, когда олимпиады, смотры, фестивали, праздники широко знакомили с хранящимися у народа хореографическими ценностями.
К этому же времени относится и рожденное на основе народной хореографии искусство ансамблей народно-сценического танца.
Среди разновидностей сценического танца нашего времени нельзя не назвать эстрадный танец. Казалось бы, понятия танец и эстрада могут исчерпать понимание этого словосочетания, как танец, исполняющийся с эстрады. Но условия, как уже не раз говорилось, вносят существенные коррективы в природу танца, его построения, выразительные средства и т. п. Можно было бы сказать, что этот жанр — создание нашего века, если бы большой опыт бытования на сценических подмостках балаганов и театров не послужил основой для появления эстрадной хореографии.
Фактически на эстраде используются все разновидности сценического танца — это и классический, и народный, и характерный, и акробатический, и бальный, и спортивный, и шуточный, и сатирический, танец-плакат и лирический, массовый и сольный, сюжетный и игровой. И все эти разновидности в данном случае подчинены законам эстрады, особому контакту со зрителем, непосредственному, сиюминутному, при полном свете, включению его в события, происходящие на сцене. Эта особенность более чем что-либо другое воздействует на развитие закономерностей этого еще молодого вида сценической хореографии.