Виды танцев — Фольклорный танец

Танец, история танца, жизнь танца, пляски, хореография, история танца, танцевальные движения, танцуй ради жизни, виды танцев, фольклорный танец Поскольку в основе понятия «фольклорный танец» стоят слова, означающие народное творчество и танец, то, казалось бы, исчерпывается и само понятие — народный танец. Но в практике оно употребляется несколько уже: собственно народный танец или танец с народной первоосновой.

 

 

 


Словосочетание «народный танец» в современном пониманий включает и более поздние наслоения: обработку фольклорного первоисточника, что несколько расширяет понятие и позволяет родиться новому — «народно-сценический танец«.

Собственно фольклорный танец исполнялся в быту, то есть в некой жизненной ситуации. Поводом для танцевания, как уже говорилось, мог быть любой обряд— трудовой, семейный, календарный или народные посиделки, вечерки, гулянья, устраиваемые на улице, на поляне в лесу, в чьей-либо избе.

Вот, к примеру, интересное описание одной из посиделок под Смоленском, заимствованное нами из книги К. Я. Голейзовского.

«Мужчины и женщины расположились друг против друга и пели песни. Через некоторое время пение прекратилось, и сидевшие стали молча перебрасываться платочками. Время от времени на середину избы выходили парень или девушка и, поплясав, садились на место. Ни одна из плясок ничем не напоминала другую. Самым же интересным было то, что настроение плясавших выражалось настолько ярко формой и характером коленец, ритмом и темпом, что не требовалось пояснять словами, кто ревнует, кто скромничает, утаивая свои мысли, кто бурно влюблен, кто тоскуси и досадует, кто насмешничает, кто просто дурит и кривляется, желая возбудить смех».

Много описаний подобных сцен мы встречаем в русской литературе. Именно в этой народной хореографии и заложены основы сценического народного танца. Часто считают, что отличительная особенности сценического танца в том, что он рассчитан на зрителя. Это и верно и нет. Верно в том плане, что без зрителя сценическое искусство теряет всякий смысл, но и в бытовой ситуации исполнитель имеет своих зрителей. Об этом свидетельствует и описанная выше сцена посиделок, и такой, скажем, пример, как выбор невест во время танцев (нашедший, к слову, поэтичное решение в творчестве Ю. Н. Григоровича в сцене из балета «Иван Грозный»).

Оставить комментарий