Виды танцев — Введение
Молодицы, что светлые звезды, горят,
И под топот подошв, и под песенный лад,
Изгибаяся, ходят красиво,
Молодцы выступают на диво.
«…Бешено звенела гитара, дробно звучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, осветив все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно…»
«То был поистине танец победителя. Когда Чабу-киани выходил перед вариацией, наступала долгая пауза, она несла почти томительное предощущение развязки… Он пересекал сцену своим пружинистым стремительным шагом и вдруг прерывал, вернее, взрывал этот шаг коротким прыжком на месте с взметнувшейся кверху рукой. …И тогда танец обрушивался, как водопад, в таком головокружительном темпе и в таком мажорном звучании…»
«Руки-крылья приоткрывались, расправлялись, вторя раздумьям виолончели. Чуть заметный перебор ног — словно вьется струя по озерной глади позади скользящего Лебедя. Песня печальна без горечи. На последних аккордах белая птица опускается наземь, прячет голову под крыло. Может быть, это смерть… Но какая умиротворенная.
Все напряженнее становилась поступь нервных ног, резче обозначались контрастные повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали, вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал Рубин. На их поднятые кисти, на стрельчато сплетенные пальцы склонилось лицо…»
Мы привели здесь несколько описаний разных танцев. А. К. Толстой в стихотворной форме рассказав 0 народном празднестве и танце молодежи, М. Горький — о неистовом танце Цыганка из своего детстве Это все — как бывало в жизни, но нашло литературное изложение в тексте.
Два других примера повествуют о танце сценическом. О знаменитом танце Вахтанга Чабукиани, испом няющего вариацию из широко известного балета «Дон Кихот», и легендарной Анны Павловой, чье неповторимое и каждый раз иное исполнение «Умирающего лебедя» воссоздала в своей монографии известный балетовед В. М. Красовская. Это рассказ об искусства мастеров танца, об искусстве, получившем название «хореография». И прежде чем рассказать о разных его видах, поговорим о самих словах, которые мы употребляем, и стоящих за ними понятиях.
Итак, хореография. В переводе хорео — танец, графо — пишу. Это слово появилось довольно поздно. В 1700 году его использовал французский учитель танцев Фейе действительно для обозначения введенной им записи танцев. Постепенно потеряв свой ‘прямой смысл! оно стало более широким понятием в искусстве, чья основа — танец.
Хореография теперь — понятие, вмещающее в себя такие составные, как танец и все его разновидности: балет, школа по обучению и т. д. И многие термины образуются от этого слова: хореограф, хореоавтора хореолог, хореоэтнография, хореографическая школа! При этовд слова «танец» (tanzen), «балет» (ballet)l стали как бы более локальными и разошлись друг с другом в обозначении разных понятий.
Так, слово «балет» определяет спектакль, решенный средствами хореографии. Эти средства могут быть самыми разнообразными: это и пантомимное действо и спектакль, основанный на классическом танце с использованием пантомимы и характерного танца и спектакль, язык которого — народный танец, и модерн танец… Но балет — это обязательно спектакль, где в рамках одной, двух и более сцен (актов) развертывается определенное действие на основе законов музыкально-хореографической драматургии.
Танец же, казалось бы, все объединяющий и делающий хореографию самостоятельным видом искусства, все чаще означает более узкое понятие — отдельную сценическую миниатюру, часть спектакля или бытовое исполнение. Будучи наиболее общим понятием, он включает в себя классический танец, народный или народно-сценический танец, исторический иди историко-бытовой танец, бальный танец, танец какой-либо национальности (русский, испанский, узбекский, индийский и т. п.). В свою очередь в узком понимании слово танец отличается от пляски тем, что используется профессионалами, как правило, для обозначения исполнения определенных раз и навсегда. Зафиксированных фигур, элементов, а пляска предполагает импровизированное, свободное исполнение. Так, в русском народном хореографическом искусстве танцем можно назвать, например, кадриль, имеющую определенные фигуры, исполняемые последовательно в соответствии с их рисунком. Говоря о хороводных плясках, мы как бы подчеркиваем их импровизационное, в рамках традиции, каждый раз подвижное начало, связанное с характером пляса — старинной формы пляски.
Характеризуя пляс, Н. М. Карамзин пишет, что ему присущи порывистые движения и «взмахивания руками и верчения, приседания и топание ногами».
Правда, надо сказать, что часто в употреблении слов танец или пляска сказывается привычка. Так, мы, к примеру, используем выражение половецкая пляска, но можем в то же время сказать — танец половчанок или половцев. Иными словами — плясать значит фантазировать, изобретать, свободно используя знакомые и сочиненные тут же движения; а танцевать — исполнять по-своему, индивидуально, уже существующий, как бы заданный танец.
Поэтому слово «пляска» чаще употребляется для характеристики народных бытовых танцев, а танец — Для сценических, хотя и здесь возможны перестановки. Как мы уже говорили, кадриль — танец, а сценический танец, имеющий автора, создавшего хореографический текст, мы иногда можем назвать пляской, желая тем самым подчеркнуть характер действия, передающего атмосферу народных гуляний плясовой импровизации.
Искусство, хореографии многообразно, и нам предстоит рассмотреть его виды.