Народный танец — Значение ансамбля
«Задача ансамбля,- писал И. Моисеев,- создать классические образцы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».
Ярославская кадриль, исполняющаяся в ряде коллективов страны и, в частности, в Ярославской области, родилась в ансамбле хора им. Пятницкого из давыдковской кадрили. Танец «Бульба», известный как белорусский народный, появился впервые в ансамбле под руководством И. Моисеева как рассказ о труде белорусских крестьян.
Т. А. Устинова так описывает создание ею одной из ярких работ коллектива, танца «Тимоня»: «…На смотре сельской художественной самодеятельности я увидела народную пляску «Тимоня», которую привезли колхозники Курской области… Пляска была самобытная, оригинальная… У меня появилось желание поставить этот танец. Того, что я увидела, было мало для создания сценического варианта, и я стала тщательно собирать дополнительный материал. Изучала быт и жизнь курян, их труд, манеру исполнения других танцев… обработка этого танца заключалась в следующем; пляска по кругу (хоровод)—это народная форма танца. Форму я взяла за основу, но только в этот, постоянно двигающийся круг — хоровод — ввела разные рисунки, кружение тройками, парами, усложнила дроби и т. п…»
Пляска «Тимоня» начала свое путешествие по стране, вернулась она и в Курскую область. Коллективы Курской области привозили вновь родившийся танец в Москву на следующие смотры как свой народный танец. Эта судьба многих народных танцев — еще одна черта процесса взаимообогащения профессионального и самодеятельного искусства.
На примере ярославской кадрили, «Бульбы», «Тимоии», а таких примеров может быть очень много, мы видим, как сценические варианты танцев, созданные на народной основе, возвращаются в народ.
Профессиональные ансамбли народного танца страны, танцевальные группы при народных хорах (Северном, Уральском, Сибирском, Воронежском и др.)—это подлинные лаборатории народного танца, лучшие работы их репертуара — золотой фонд советской народной хореографии.
Мы уже говорили о сложном, неоднозначном и трудно измеряемом пути танца подлинно народного к его сценическому варианту, но рассматривали этот вопрос в рамках балетного спектакля, Многое в этом процессе, конечно же, совпадает и в работе ансамблей. Но особенность нового жанра — в иной природе, без чего он не стал бы чем-то самобытный. Эта природа и диктует иной метод интерпретации народного источника. Складывались эти особенные черты не сразу, и процесс этот, видимо, еще только намечает направление развития. Тем не менее многие лучшие достижения хореографов в этом жанре позволяют говорить о его природе и методах творческого процесса ведущих мастеров танца, прежде всего И. А. Моисеева, П. П. Вирского, Т. А. Устиновой и Н. Н. Надеждиной.
При всем различии почерков этих хореографов именно они были первопроходцами жанра и создателями основных разновидностей, которые сегодня доступны ансамблю.
Мы бы назвали три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле.
Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.
Второй — создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.
Третий — использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.
Думается, что все три направления в деятельности : любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с соками земли, с одной стороны, и пульсом времени — с другой.
Какие же, с нашей точки зрения, неиспользованные резервы таит в себе хореографическое фольклорное искусство, или этап освоения непосредственно фольклорных традиций исчерпал себя?
Много лет освоение фольклорной хореографии на сцене имело целью фактически цитатное, с большей или меньшей степенью аранжировки, использование готовых танцев или их составных: движений, элементов, фигур-композиций, их соотношения и т. п.
Этот пласт освоен довольно активно и хотя материально не исчерпал себя, но думается, не дает новых ярких результатов (и может на сегодня интересовать скорее науку, чем искусство). Освоению подлежит не сам готовый материал, а процесс созидания нового фольклорного произведения.
Международные фестивали и конкурсы для непрофессиональных и профессиональных коллективов www. inter-festival. ru Международные фестивали, конкурсы для детей и молодежи в Европе www. inter-festival. com Афиша фестивалей, конкурсов и событий в Париже и во Франции www. annonces-rus. com