Народный танец — «Яблочко»
Сложно и, пожалуй, невозможно проследить путь, который проходит рожденное народом выразительное средство, прежде чем оно найдет свое воплощение в языке сценического действия профессионального искусства.
Попробуем проследить путь от рождения в первые послереволюционные годы народного танца «Яблочко» до развернутой сцены мужского кардебалета в 1-м акте спектакля «Красный мак», послужившего прообразом многих героических сцен в будущих балетах, в сценических композициях в репертуаре будущих ансамблей танца.
Различны по эмоциональному состоянию танцы. Грустен хоровод девушек, провожающих невесту в дом жениха (что-то ждет ее в новой жизни?), радостен танец вокруг первого снопа нового урожая. В ухарском трепаке есть гнев, недовольство угнетением, есть протест и утверждение духовной силы человека. Но вот человек обрел свободу, победил в борьбе, строит новую жизнь своими руками, своей волей. Потому и танцы народа молодой Страны Советов светились радостью раскрепощения, самоутверждением, бурным оптимизмом. Они, в большинстве своем массовые, возникали повсеместно на площадях и улицах сел и городов, в них выражал свои чувства духовной и физической свободы победивший народ. Так возникло в дни Великой Октябрьской социалистической революции «Яблочко», в концентрированном образе передававшее настроение народа.
Исполнялся танец на палубах, и был он соединением русской «Барыни» и традиционных матросских чечеточных движений. Но, пожалуй, самой основной составной частью танца был его внутренний задор, вызванный состоянием азарта, объединявшим всех людей. Эта черта и определила тот успех, который имел танец по всей революционной России. С палубы корабля «Яблочко» переходит в солдатские казармы, а вслед за этим исполняется повсеместно.
Появляются и бальные (бытовые) формы «Яблочка». Не было ни одного праздника, где бы этот танец не исполнялся. Как называть этот танец — фольклорным или поставленным? Автор этого танца — коллективный: революционный народ. Но коллектив в данном случае — это не определенно сложившийся ансамбль, группа людей, это множество одаренных личностей, каждая из которых привнесла свое индивидуальное в общее дело создания нового танца. В этом танце слились традиционные формы мужского русского перепляса и индивидуальные способности импровизаторов.
Профессиональная сцена также жила новыми помыслами, играя спектакли классического репертуара, стремилась насыщать их новыми мыслями и думами. Эти спектакли будили у нового зрителя чувства, созвучные эпохе, веру в красоту человека, торжество добра, справедливости.