Природа танца — Пляски

Танец, история танца, жизнь танца, танцевальные движения, танцуй ради жизниСреди увеселительных плясок встречались сольные, дуэтные и ансамблевые. Так танцы, призванные развлекать, заинтересовывать, должны были подчинять свои изобразительные средства этой цели, что привело к заботе о техническом мастерстве исполнения и композиции. Сценический танец в Древней Греции неразрывно связан о драматическим театром, имеет с ним общие корни.

 


Родившись на культовой основе, греческий театр всегда сохранял тесную связь с религией, что являлось общей чертой для культуры государств с низким уровнем развития производства. Когда в связи с ростом торговли крестьянство перешло от хлебопашества к вино градарству, древний культ Деметры был оттеснен культом Диониса (Вакха). Культ Диониса и стал предпосылкой возникновения греческой драмы.

Дионисии, или Дионисовы празднества (связанные со всеми этапами винодельческого производства), со стояли из двух частей: серьезной, торжественно-куль тового характера, находившейся в руках жрецов и знати, и веселой, «карнавальной», игривой, являющейся «отдушиной самодеятельности крестьянской массы» (С. С. Мокульский). Первая явилась культовой основой греческой трагедии, вторая — комедии Праздники включали пляску как важный компонент Пляска вокруг жертвенника сопровождала дифирамбы рассказывающие о похождениях и страданиях Диониса Пляшущий хор был активным действующим лицом. Наряду с дифирамбическим хором существовали и хоры сатировские. Ряженные в козлоногих демонов-сатиров спутников Диониса, участники хора в пляске непосредственно воспроизводили похождения бога. Три главнейших вида пляски: кордак (в сатировской драме), сикинида (в комедии) и эммелия (в трагедии) получил1 свое название по именам слуг Диониса.

Ряжение еще более характерно для веселой карнавальной части празднеств, где типичной формой пляшущего хора был спор (агон) двух хоров. Карикатура шутка, клоунада, игры были непременной частью праздника.

Родившаяся на основе этой части культа комедия сохранила многие черты (бытовой, игровой характер карнавальность, типажность и т. п.) веселой части на родных празднеств Диониса. И трагедия, и комедия как пишет С. С. Мокульский, таким образом явились результатом сознательной переработки культовых дионисовых действ на театральный лад в обстановке торговых городов VI—V веков до н. э.

Характер танца был в значительной степени символичен, пластика движений ограничивалась обязательными котурнами, мимика лица —маской, непременной принадлежностью театра.

Рисунки и скульптуры передают богатство поз и роль жеста — разговора пальцев, игравших большую роль в сценическом танце Древней Греции.

С начала VI века до н. э. к любителям постепенно присоединялись профессионалы. В накоплении и совершенствовании лексики сценического танца велика роль мимов. Эти искусники, как их называли, умели сочинять и рассказывать басни и анекдоты, показывать фокусы и жонглировать, дрессировать зверей и танцевать. Исполняли они в основном танцы буффонные и акробатические.

Техника исполнения танцоров-мимов была виртуозна. Специальная подготовка, развитие тела, обучение одного поколения другим было необходимым условием их профессионализма. Именно они развивали и обогащали язык танца.

Требования к танцу как к делу государственной важности и его исполнителям становились все серьезнее. Лукиан писал, что искусство пляски не из легких. «…Оно требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии. Пляска и риторики не сторонится, напротив, и ей она причастна, поскольку она стремится к той же цели, что и ораторы: показать людские нравы и страсти…»

Таким образом в хореографии отражается характер художественно-образного мышления древнего грека: наглядность и целесообразность, фантастическое понимание окружающей действительности при познании мира, удивительно соразмерная гармония и чистота человека и природы. Вот почему с греческим искусством, как образцом гармоничной красоты, сравнивают свое искусство другие поколения, стремясь к совершенству форм и идеалу красоты.

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать