Природа танца — Пляски (Продолжение)

Танец, история танца, жизнь танца, пляски, танцевальные движения, танцуй ради жизниОстанавливаясь так подробно на роли танцевальной культуры в жизни древних греков, мы хотели показать то время, когда активно формировались сценические формы танца наряду с народными, ритуальными, календарными, занимающими свое место в жизни, общества.

 

 


О важной роли танца в жизни человека говорят и факты его более поздней истории, такие, как появление танцев, связанных с ремеслом определенных цеховых объединений. Например, французский бранль имел разные виды: бранль ткачей, прачек, булочников или башмачников. Наверное, многое могут сказать названия: «шевчик» (по-украински — сапожник) или танец под песню «А мы просо сеяли…», танец чабанов на Кавказе, вышивальщиц в Средней Азии и т. д.

Подобные трудовые танцы фактически были у каждого народа. У многих народов они сохранились и в наш век, кое-где, трансформируясь, они нашли выражение лишь в отдельных элементах или фигурах. К примеру, движение «челнок» в ряде русских танцев передает характер движения челнока во время ткацких работ. Движения женских узбекских танцев включают элементы, где танцовщица вышивает узор и затем любуется им. Такие примеры можно продолжить. Не случайно современные хореографы — авторы сценических танцев стремятся сохранить эту традиционную черту хореографии, условно, обобщенно воспевать в танце процесс труда и радость от участия в нем.

Умело выражает танец и настроение, состояние человека. Есть ему место и в грусти: в России — это различные девичьи хороводы, и в радости: широко известные плясовые.

Потому находит место танец на всех празднествах, гуляньях народных — будь то праздники урожаяв, виноделов и пахарей, сборщиков фруктов и хлопка, будь то свадьба или Новый год.

Старинные празднества имели уже сложившийся танцевальный уклад. Например, свадьбы. Кому, когда и что танцевать, было установлено и передавалось из поколения в поколение. Новые празднества также включают в себя танцы, частично традиционные, частично новые, не имеющие столь строгих нормативов

Такая роль танца в жизни народа определена не только его художественными и общеэстетическими качествами, но и бытующим у народа представлением о нормах этикета, моральных устоях и принципах. Это нравственное, воспитательное начало — еще одна из характеристик хореографии.

Вспомним для примера, как торжественно, на раскрытой ладони, не позволяя себе зажать пальцы, «несет» руку партнерши мужчина в северном русском танце, как поистине рыцарски следует за едва уловимым движением, поворотом девушки юноша в кавказском танце «картули». Заложенное в природе танца нравственное начало, информация о нормах взаимоотношений, характере труда и отдыха, принятых у народа, очень важны как проявление общественной значимости, непосредственной связи искусства хореографии с жизнью. Поэзия красоты, через которую воспринимаются и содержание и образ танца, воздействует и на смотрящего, и на танцующего не навязчиво-прямолинейно, но активно. Это происходит потому, что зрительное и слуховое восприятие танца происходит эмоционально, в ярких образах.

Танец может стать выразителем социальных событий, связанных с жизнью общества, рассказать о героике революции, об освобожденном народе. Например, рождение новых танцев санкюлотов в эпоху Французской революции под революционные песни Карманьола и Са-Ира. На площадях, улицах Парижа танцы басков сменялись овернскими, а фарандола объединила всех своим веселым ритмом и свободным рисунком, позволяющим вовлечь в общий танец желающих, выражая чувство радости, охвативший всех свободолюбивый порыв.

Многие знают, что русский танец «Яблочко» родился в революционные годы. В нем плясовые элементы русского мужского танца соединились с интернациональной пластикой танцев моряков, духом, ритмом этого бурного и вдохновенного времени.

 

 

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать