Природа танца — Почему создавались пляски?

Танец, история танца, природа танца, жизнь танцаИсследователей интересовали два факта: почему создавались пляски и почему они доставляли удовольствие?

 

 

 

 

 

 

 


Причиной раннего рождения пляски является ритмическая основа, что сразу стало ее отличительным признаком. Способность к ритму — одно из важнейших свойств природы человека. Еще Ч. Дарвин отмечал, что «способность если не наслаждаться музыкальностью такта и ритма, то, по крайней мере, замечать ее, свойственна, по-видимому, всем животным». Простые движения— одно из ярких проявлений чувства: ребенок смеется и танцует от радости; характерная реакция на радость — прыжки и крик человека; человек вышагивает взад и вперед от волнения. Так же непосредственно связаны с душевным состоянием и движения в танце, но в нем они ограничиваются и определяются тактом, ритмизируются.

Искусство любого народа находится в теснейшей связи с его экономикой и хозяйственной жизнью. Первобытное же искусство с особой ясностью отражает эту связь. Первобытный человек был прежде всего охотник. И это определяло развитие подражательных плясок, в которых изображались животные. Исследователи обнаружили танцы «бабочки», «лягушки», «эму», «динго», «кенгуру» — у австралийских племен; у бразильских индейцев — рыбьи пляски и пляски летучей мыши; у североамериканских—«медведя» и «бизона»; на севере России — пляски «утушек», «лебедушек», «оленя» и т. п. Подражая движениям животных, охотники верили, что изображение предмета охоты влияет на сам предмет и что танец, например, буйвола, исполненный в лагере, может заставить буйвола прийти в район предстоящей охоты. Охотничий образ жизни породил и трудовые танцы, характеризующие непосредственную связь художественной деятельности с производственной. Такова пляска, изображающая выделку лодки, существовавшая у новозеландцев. Это подтверждает практическую сторону плясок, причину их появления и развития.

Если бы танцы были некоей самоцелью и не были обусловлены жизненными процессами, они не могли бы удовлетворить не научившихся еще воспринимать их как искусство первобытных людей. Потому танец их имеет или ярко выраженную действенную, или скрытую меру полезности. Пляской ободряли себя первобытные люди в работе, регулировали ее процесс. По свидетельству миссионера Е. Казалиса: «Женщины племени (бассуто) носят на руках металлические кольца, звенящие при каждом их движении. Чтобы молоть свой хлеб на ручных мельницах,- они нередко собираются вместе и сопровождают размеренные движения своих рук пением, которое строго соответствует кадансированному звону, издаваемому их кольцами… Во время же исполнения своих танцев они отбивают такт ногами и руками, а для усиления проводимых таким образом звуков обвешивают свое тело особого рода погремушками».

Можно прибавить к этому примеры и более позднего происхождения. Так, жители острова Крит исполняли свои танцы под ритмически четкий припев, текст которого говорит о трудовом процессе мукомолов:

Ме-ли, ме-ли, мель-ни-ца,

И пя-так мо-лол ког-да-то

Ме-те-ле-ны царь ве-ли-кий.

Следовательно, и ритмизированный звук голоса, и звон украшений, и строго соразмерные движения первобытный человек подчинял характеру и технике производственного процесса.Стало известно, что первобытные люди для определенной работы использовали свой ритм и напев, которые соответствовали. Это означает, что характер ритма возник в зависимости от конкретного технологического процесса.

Более поздние танцы первобытнообщинного строя связаны с земледельческими, сельскохозяйственными работами. Например, пляски, воспроизводящие процесс возделывания растений (бататов в Новой Зеландии), или танец, имитирующий процесс посева. В этом танце, как и в самих посевных работах, принимало участие все племя. Двигающиеся первыми в шеренгах мужчины как бы «вспахивали» поле, следующие за ними женщины «сеяли», опуская в лунки зерна, а идущие за ними дети «закапывали» лунки.

В других плясках находило свое отражение первое разделение труда между мужчинами и женщинами племени. Описывая праздники бразильских индейцев, исследователи подчеркивали, что женщины не принимали участия в сопровождающих эти праздники охотничьих плясках, так как охота — не женское занятие. То же относится и к танцам, воспроизводящим трудовой процесс постройки лодки. Но в свою очередь женские пляски рассказывали о трудовой деятельности женщин племени — это танцы ловли раковин, собирания плодов и растений, кормления детей.

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать