Примеры новой жизни балета

Танцы, хореография, Чайковский, Глазунов, балет, классика, искусство, спектакли, история танцев, история танца, Большой театр, Красный мак, балетный театр, советский союз, советский балет, народный танец, народные пляски, яблочко, связь танцев, изменение балета, модерн балет, хоруми, примерыМногие зрители видели знаменитый аджаро-гурийский танец «хоруми». В своей основе он имеет традиционную драматургию, связанную с военной темой.

 

 

 


В 1938 году в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова был поставлен балет «Сердце гор». Хореограф спектакля В. Чабукиани использовал основу танца «хоруми» и сделал его центральным эпизодом сцены восстания. Естественно, что это потребовало значительной интерпретации темы: увеличения числа исполнителей, расширения временных рамок, эпизодов и подчинения их общей структуре спектакля и т. д. Но вместе с тем столь активное использование подлинно народного материала, его непосредственно действенная роль явились принципиально новым в хореографии.

Не менее интересна в этом плане была и другая работа этого хореографабалет «Лауренсия», насыщенный испанскими народными танцами, служащими языком действия как в массовых сценах, так в дуэтах и монологах.

Можно сказать, что ни один хореограф нашего балетного театра не миновал поисков развития действенной роли народного танца в канве балетного спектакля. Таковы волевые вариации Остапа из балета «Тарас Бульба», поставленного Р. Захаровым с активным использованием украинского танца, элемент тарантеллы в характеристике массовых сцен балета «Ромео и Джульетта» в решении Л. Лавровского.

В спектаклях последнего времени — это, безусловно, яркая сцена ярмарки из балета «Каменный цветок», поставленного Ю. Григоровичем. Русская тема, органично пронизывающая весь этот спектакль, получила развитие и в его балете «Иван Грозный», причем развитие, знаменательное тем, что вносит новый ракурс в решение народных сцен в балетном произведении. В 1-м акте Ю. Григорович фактически сумел передать одну из важнейших особенностей русской фольклорной хореографии, ее импровизационную природу. Сцена приобретает характер живой картины, и достигается это благодаря умелому воссозданию такой ритмопластической особенности русской пляски, как полиритмия, своеобразное танцевальное многоголосье.

Так от спектакля к спектаклю растет умение максимально глубоко использовать богатство народной хореографии, чему в советском театре способствовала его многонациональная природа.

За годы Советской власти балетные театры были созданы во всех союзных республиках, имеются балетные коллективы и в большинстве автономных республик. История каждого из них имеет свою особенность, но все они свидетельствуют о повышении уровня национальной культуры народов, населяющих нашу страну, и расширении границ балетного искусства.

Изменились не только география и тематика, увеличились не только масштабы зрительного зала — получили неслыханные возможности развития выразительные средства хореографии.

Одновременно и во взаимосвязи бурно проходит воссоздание народного танцевального искусства в профессиональных ансамблях и коллективах художественной самодеятельности. Этот процесс — одна из ярких черт демократизации хореографического искусства.

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать