Примеры новой жизни балета
Многие зрители видели знаменитый аджаро-гурийский танец «хоруми». В своей основе он имеет традиционную драматургию, связанную с военной темой.
В 1938 году в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова был поставлен балет «Сердце гор». Хореограф спектакля В. Чабукиани использовал основу танца «хоруми» и сделал его центральным эпизодом сцены восстания. Естественно, что это потребовало значительной интерпретации темы: увеличения числа исполнителей, расширения временных рамок, эпизодов и подчинения их общей структуре спектакля и т. д. Но вместе с тем столь активное использование подлинно народного материала, его непосредственно действенная роль явились принципиально новым в хореографии.
Не менее интересна в этом плане была и другая работа этого хореографа — балет «Лауренсия», насыщенный испанскими народными танцами, служащими языком действия как в массовых сценах, так в дуэтах и монологах.
Можно сказать, что ни один хореограф нашего балетного театра не миновал поисков развития действенной роли народного танца в канве балетного спектакля. Таковы волевые вариации Остапа из балета «Тарас Бульба», поставленного Р. Захаровым с активным использованием украинского танца, элемент тарантеллы в характеристике массовых сцен балета «Ромео и Джульетта» в решении Л. Лавровского.
В спектаклях последнего времени — это, безусловно, яркая сцена ярмарки из балета «Каменный цветок», поставленного Ю. Григоровичем. Русская тема, органично пронизывающая весь этот спектакль, получила развитие и в его балете «Иван Грозный», причем развитие, знаменательное тем, что вносит новый ракурс в решение народных сцен в балетном произведении. В 1-м акте Ю. Григорович фактически сумел передать одну из важнейших особенностей русской фольклорной хореографии, ее импровизационную природу. Сцена приобретает характер живой картины, и достигается это благодаря умелому воссозданию такой ритмопластической особенности русской пляски, как полиритмия, своеобразное танцевальное многоголосье.
Так от спектакля к спектаклю растет умение максимально глубоко использовать богатство народной хореографии, чему в советском театре способствовала его многонациональная природа.
За годы Советской власти балетные театры были созданы во всех союзных республиках, имеются балетные коллективы и в большинстве автономных республик. История каждого из них имеет свою особенность, но все они свидетельствуют о повышении уровня национальной культуры народов, населяющих нашу страну, и расширении границ балетного искусства.
Изменились не только география и тематика, увеличились не только масштабы зрительного зала — получили неслыханные возможности развития выразительные средства хореографии.
Одновременно и во взаимосвязи бурно проходит воссоздание народного танцевального искусства в профессиональных ансамблях и коллективах художественной самодеятельности. Этот процесс — одна из ярких черт демократизации хореографического искусства.