Балет в Советском Союзе
Далекий Алтай, город Барнаул. Клуб меланжевого комбината. Репертуарная афиша народного театра балета: «Коппелия» — А. Делиб, «Ромео и Джульетта» — С. Прокофьев, «Кармен-сюита» — Ж. Визе — Р. Щедрин, «Вечер балетных миниатюр». Готовится к постановке балет П. Чайковского «Щелкунчик».
Создание самодеятельного балетного театра там, где не было ранее и нет сейчас профессионального коллектива, само по себе достойно гордости и уважения.
У нас в стране, где самодеятельное творчество возведено наряду с профессиональным в официальную кузницу «художественных сокровищниц», естественно звучит цифра — 25 миллионов участников и среди них более полутора миллиона в хореографических коллективах.
За этими цифрами не только те люди, чья жизнь стала краше и богаче от общения с искусством. За этими цифрами и фактами — изменения, объясняющие закономерность процесса демократизации всей системы хореографического искусства. И процесс этот характеризуется рядом факторов, которые мы последовательно рассмотрим в этой главе.
Балетный театр вчера и сегодня
Нам прежде всего следует отметить три основных признака принципиальных изменений, которые произошли в жизни балетного искусства после Великой Октябрьской социалистической революции: демократизация зрительного зала, демократизация балетного репертуара и его героя, увеличение количества театров.
Естественно, что все три признака взаимосвязаны и только вместе позволяют характеризовать процесс, происшедший и происходящий вот уже более 60 лет.
Скажем сразу, что он двусторонний: театр в нем как явление искусства шел и идет навстречу зрителю, формируя и воспитывая его. Зритель в свою очередь выдвигает все новые задачи перед балетным искусством в соответствии со своим изменяющимся художественным опытом, определяющим его потребности и оценки. Так происходит объективный процесс активного формирования советского многонационального балетного искусства.
Задачи становления культуры стали перед страной вместе с завоеваниями революции, вместе с грандиозным пробуждением и стремлением масс к культуре. Они потребовали разработки теории культурного строительства, в основе которого было указание В. И. Ленина о приближении «искусства к народу и народа к искусству».
Достоянием народа стали лучшие создания балетного театра: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова, «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Жизель» А. Адана и другие, с их темой борьбы добра и зла. Они находили отклик в сердце нового зрителя, занявшего партер и ложи бывших императорских театров в Москве и Ленинграде. Это стало первым шагом по ликвидации разрыва между уровнем культуры, накопленным мировым театром в области балета, и уровнем культуры трудящихся масс. Театр балета стал на путь воспитания народа и, что, наверно, не менее важно, формирования своего зрителя.