Изменение репертуара балетного театра
В балете «Пламя Парижа», созданном композитором Б. Асафьевым и хореографом В. Вайноненом в 1932 году, была незабываемая сцена штурма Бастилии, поставленная на материале народного танца басков. Пластическая композиция ее, достигаемый эмоциональный накал образов передавали настроение народа и вместе с тем подчеркивали героику его подвига.
Так, от спектакля к спектаклю менялся репертуар балетного театра, обогащаясь новыми темами, ранее не доступными для решения на балетной сцене.
Современный репертуар балетного театра знает темы глубоко философского звучания. На сцену балета пришли герои из произведений Пушкина, Шекспира, а в последние годы Толстого и Чехова. И это не случайно. Типизация образов литературных произведений позволяет хореографу найти возможность рассказать о них еще более обобщенным языком танца.
На этом условном языке заговорили герои Хикмета и Айтматова, Арбузова и Брехта.
Балетный театр вместе со всем современным искусством решает проблемы социально значимые: так, темой балета «Сотворение мира» (А. Петров — В. Елич зарьев) стала проблема войны и мира балет «Берег надежды» (А. Петров — И. Вельский) повествует о верности Родине. Герои, близкие современному зрителю, выйдя на балетную сцену и обретя поэтическую обобгощенность, рассказали о глубоких проблемах жизни тех, кому сегодня 20, о мечтах и подвигах их отцов.
Ассоциативная природа балетного искусства делает вечными события героического подвига Спартака и Икара, заставляет по-новому звучать нравственный порыв Жанны д’Арк, позволяет воспринимать как близкую для всех жизнь героев сказок и легенд разных народов: итальянского Чиполлино, испанки Кармен, русской Снегурочки и Северной феи, воспетой Григом.
Таким образом, казалось бы, недоступные условному языку танца проблемы, ситуации, действия героев все явственнее обретают убедительную силу, снимая ранее узко понимаемые границы этого искусства, как способного передавать лишь чувства, замыкаться только в лирической сфере.
Естественно, что вместе с новой тематикой, иными акцентами и принципами реалистического решения спектакля в целом изменились и выразительные средства балетного театра и, в том числе, его главное основополагающее начало — классический танец.
Наше время выражается в ином, более динамичном, пластически приподнятом, спортивно-заостренном классическом танце, который и стал главным в решений спектакля нового времени. Например, танец строителей в балете «Ангара» (А. Эшпай —Ю. Григорович), танец студентов в балете «Горянка» (М. Кажлаев — О. Виноградов) или финал балета «Сотворение мира» (А. Петров—В. Елизарьев).
Спортивность, безусловно, изменила и внешний облик, и архитектонику классического танца, привнеся в него энергию, ритм и трюковый элемент. Это же сказалось на его более массовом характере.
Изменился стиль и так называемого характерного танца.
Олимпиады, показы на них танцев народов страны, начиная с 1932—1935 годов, постоянно влияют на взаимосвязи народного и профессионального искусства танца.
С одной стороны, богатейшая информация о самих танцорах, их исполнительской манере, с другой — масштабность этого творческого движения, безусловно, дали богатейший материал для развития хореографической мысли и приобщения хореографов балетной сцены к все новым глубинам народного творчества.