Чем же были дороги зрителю спектакли балета?
Чем же были дороги зрителю спектакли балета, которые мы до сих пор сохранили в репертуаре как классическое наследие — иными словами, образец в искусстве? Понять это необходимо, чтобы верно оценить путь поисков, характеризующих развитие советской хореографии.
Лучшие творения русского балетного и мирового театра в своей поэтической основе несли то вечное и прекрасное, что олицетворяло собой мечту человечества. Это были любовь и верность, красота женщины, победа добра над злом; они были устремлены в будущее.
Для выражения этих высокопоэтичных до символики образов балетный театр разработал, накопил и отточил выразительные, средства, адекватные этим повестям о прекрасном. Рядом с высокими достижениями балетной музыки Чайковского, Глазунова, они представляли собой органическое сочетание целесообразности и красоты, понимаемое людьми, чья жизнь, борьба и победа были направлены на построение общества, где справедливость, добро, красота станут всеобщим нравственным началом.
А поняв и приняв главное в поэтике балета, в этом эмоционально чутком и заразительном искусстве танца и музыки, поверив в него, зритель подсказал и пути поисков нового, новых героев, новых выразительных средств.
Советский балет постигал это новое на основе традиций отечественного искусства хореографии. Одним из значительных и крупных шагов в этих поисках был балет «Красный мак», впервые поставленный в Москве в Большом театре в 1927 году.