Природа танца — Священные танцы
Особый интерес представляет описание знаменитого астрального танца жрецов, которое мы находим в книгах философов Древней Греции.
Танец происходил внутри храма, вокруг алтаря. Жрецы, одетые в яркие платья, двигались с востока на запад, а затем с запада на восток. Все это должно было изображать движение небесных светил во Вселенной, вокруг солнца. С помощью различных жестов и движений жрецы наглядно показывали свои представления о планетной системе и о гармонии вечного движения. Затем исполнители останавливались в знак неподвижности земли.
Даже в священных танцах отразилось социальное райслоение общества. Ряд рельефов посвящен так называемому бегу фараона. Бег-танец изображал ревностную службу «вышестоящему». Изображение жертвенного танца фараона на ряде рельефов украшает главным образом двери храмов. Это — танцы приношений богине. Известен рельеф, изображающий бег солдат, покорных своему фараону.
Особо знатные дома имели своих танцовщиц для развлечения хозяина. Изображения этих танцовщиц на рельефах (рельеф из могилы Зау в Деир-эль-Габраун, рельефы Бени-хассана) показывают значительное развитие техники танца, его симметричных композиций и разнообразных поз.
В рельефах мы находим полные экспрессии изображения воинственных плясок-упражнений: бег, прыжки, марши, сцены битв, а также гимнастические упражнения.
Древний Египет — одна из ранних форм рабовладельческого общества с централизованной формой власти и общинно-государственными формами собственности.
По сравнению с общественным устройством государств Древнего Востока для Древней Греции, чье искусство представляет особый интерес, достаточно характерно более полное развитие частной собственности. Вместо деспотических централизованных форм монархии Востока, Греция в период расцвета имела республиканское устройство, город-государство, полис. В различные периоды существования степень демократизма этих государств была различна, что, несомненно, накладывало отпечаток на характер, темпы и степень их культурного развития. Исследователи убедительно показали, что Греция значительно превзошла по духовной культуре страны Древнего Востока.
Что же позволило людям того времени создать искусство, с которым, как с непревзойденным образцом, сравнивают творчество всех последующих эпох? В чем здесь «тайна» и историческая закономерность, в какой степени искусство Древней Греции зависело от образа жизни его создателей?
Ф. Энгельс писал: «…увеличение производительных сил, расширение торговли, развитие государства и права, наук и искусств были возможны не иначе, как при усиленном разделении труда, в основу которого должно было лечь великое разделение труда между массами, поглощенными простой физической работой, и немногими привилегированными, управлявшими трудом, занимавшимися торговлей, государственными делами, а также- искусствами и науками. Простейшей, естественно выросшей формой такого разделения труда было именно рабство…»
Следовательно, достижения греческого искусства закономерно обусловлены рабовладельческой структурой античного общества, когда, по выражению Карла Маркса, «различные склонности и таланты получили возможность найти себе надлежащую сферу проявления».
Древнегреческую культуру характеризует прежде всего развитие философской мысли, литературы (драматургия и поэзия), архитектуры и скульптуры, сложных жанров театрального искусства.
И в этом созвездии развивается танец как искусство гармонии, красоты физической и духовной. Он, как и все древнегреческое искусство, посвящен человеку. «Много в мире сил великих, но прекрасней человека нету, в мире ничего», как бы восклицают вместе с Антигоной Софокла все творцы греческой культуры.
Особый интерес представляет танцевальная культура Демократических Афин (VI—V вв. до н. э.). Она тесно связана с мифологией, в ней черпает темы и выразительные средства. Мифология, по выражению историка С. С. Мокульского, и явилась «продуктом своеобразной художественной обработки явлений природы, успехов труда и общественных взаимоотношений».