Сравнение кадрили Калининской с кесовогорской
В России присутствуют формы кадрильные и лансье (ланце). Но, пожалуй, именно только формы, то есть принципы последовательного повторения фигур парами и построение в прямых линиях друг к другу (рис. 1) или по каре (рис. 2).
В остальном в «иностранке» все заменено собственными русскими элементами. Более того, движения танца в каждой области разные, традиционные для ее основных плясовых элементов.
Сопоставим 2 фигуры кадрилей Калининской области: записанную Т. А. Устиновой в селе Палшино (пример 1) с кесовогорской кадрилью, записанной методистом Калининского областного дома народного творчества Н. Жистаревой в селе Кесова Гора (пример 2).
Начнем с названий фигур, определяющих характер их исполнения.
Пример 1.
1-я фигура: «Походка»;
2-я фигура: «Коситься» (сердиться);
3-я фигура: «Цепочка»;
4-я фигура: «Весенняя»;
5-я фигура: «Прощальная».
Пример 2.
1-я фигура: «Прогулочка»;
2-я фигура: «Бобыли»;
3-я фигура: «Трояк»;
4-я фигура: «Карусель»;
5-я фигура: «Прощаньице».
Некоторая общность их прочитывается и в названии фигур. Первые, начальные, перекликаются: «Проходка»- «Прогулочка». Заметим также, что и в английской кадрили (лансье) и во французской первая фигура также имеет подобное наименование.
Вторые фигуры с разными названиями («Коситься» и «Бобыли») дают представление о том, что мужчины в ней танцуют без женщин. В первом случае в связи с тем, что партнерши гордятся, во втором — так как одиноки. Третьи фигуры перекликаются в том, что их названия подчеркивают построение со сцеплением. В первом примере она так и называется «Цепочка», во втором — «Трояк», то есть втроем.
Названия четвертых фигур («Весенняя» и «Карусель») говорят о радостном весеннем танце. Карусель дает представление о композиции, перекликаясь также с фигурами «Мулине» (мельница) во французской кадрили.
Последняя фигура «Прощальная» в первом примере, «Прощаньице» во втором также подсказывают характер и в некоторой степени построение танца.
В обеих кадрилях участвуют 4 пары, то есть имеется квадратное построение танцев, обязательное повторение фигур всеми парами. Название фигуры выкрикивает ведущий перед ее началом.
Если суммировать эти общие черты, то легко заметить, что все они тяготеют к форме построения танца, имеют близкий принцип композиции.
Теперь же обратим внимание на лексику этих танцев, то есть на те движения, которые исполняются в фигурах этих кадрилей.
Пример 1: гармошка, мелкая дробь, дробь в три ножки, дробь ключ, 2 шага с притопом, простая дробь, веревочка, русский переменный шаг, присядка, дробь с хлопушками, присядка с ударом рукой по голенищу.
Пример 2: тройной шаг, простой мелкий шаг, шаг на каблуке, притоп, дробные боковые шаги, веревочка, присядка, переступы с кружением, удары с поворотом.
И там и там довольно широкий набор элементов русской пляски. Если мы еще раз вспомним, что в «заграничных» кадрилях основу лексики составляли скользящие (па шассе), повышенные шаги (па элеве) и поклоны, иногда галоп и балансе, то станет особенно ясна самобытность русских кадрилей. Что же касается общности двух взятых для примера танцев, то она в лексике ограничена веревочкой, присядкой (кстати, разной по рисунку движения) и дробью, также не одинаковой в этих двух танцах.
Различны даже основные позы в паре (рис. 3, 4), есть своеобразие и в манере исполнения.
В приложении мы даем описание двух фигур с одинаковыми названиями «Прощальная». Познакомившись с ними, вы увидите, что все — от положения в паре, характера сцепления рук, манеры общения и, что самое важное, основного хода — различает эти танцы. Хотя в то же время принцип построения указывает на их общность и принадлежность к кадрилям.