Сравнение кадрили Калининской с кесовогорской

Танец, народ, гулянья, особенности народных танцев, история танца, кадриль, национальный танец, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски, ритм, хореография, значение танца, хореография народов, самодеятельность, традиции, обряды, хороводы, русский хоровод, народные хороводы, сравнение танцевВ России присутствуют формы кадрильные и лансье (ланце). Но, пожалуй, именно только формы, то есть принципы последовательного повторения фигур парами и построение в прямых линиях друг к другу (рис. 1) или по каре (рис. 2).

 

 

 

 


В остальном в «иностранке» все заменено собственными русскими элементами. Более того, движения танца в каждой области разные, традиционные для ее основных плясовых элементов.

Сопоставим 2 фигуры кадрилей Калининской области: записанную Т. А. Устиновой в селе Палшино (пример 1) с кесовогорской кадрилью, записанной методистом Калининского областного дома народного творчества Н. Жистаревой в селе Кесова Гора (пример 2).

Танец, народ, гулянья, особенности народных танцев, история танца, кадриль, национальный танец, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски, ритм, хореография, значение танца, хореография народов, самодеятельность, традиции, обряды, хороводы, русский хоровод, народные хороводы, сравнение танцев

Начнем с названий фигур, определяющих характер их исполнения.

Пример 1.

1-я фигура: «Походка»;

2-я фигура: «Коситься» (сердиться);

3-я фигура: «Цепочка»;

4-я фигура: «Весенняя»;

5-я фигура: «Прощальная».

Пример 2.

1-я фигура: «Прогулочка»;

2-я фигура: «Бобыли»;

3-я фигура: «Трояк»;

4-я фигура: «Карусель»;

5-я фигура: «Прощаньице».

Некоторая общность их прочитывается и в названии фигур. Первые, начальные, перекликаются: «Проходка»- «Прогулочка». Заметим также, что  и в английской кадрили (лансье) и во французской первая фигура также имеет подобное наименование.

Вторые фигуры с разными названиями («Коситься» и «Бобыли») дают представление о том, что мужчины в ней танцуют без женщин. В первом случае в связи с тем, что партнерши гордятся, во втором — так как одиноки. Третьи фигуры перекликаются в том, что их названия подчеркивают построение со сцеплением. В первом примере она так и называется «Цепочка», во втором — «Трояк», то есть втроем.

Названия четвертых фигур («Весенняя» и «Карусель») говорят о радостном весеннем танце. Карусель дает представление о композиции, перекликаясь также с фигурами «Мулине» (мельница) во французской кадрили.

Последняя фигура «Прощальная» в первом примере, «Прощаньице» во втором также подсказывают характер и в некоторой степени построение танца.

В обеих кадрилях участвуют 4 пары, то есть имеется квадратное построение танцев, обязательное повторение фигур всеми парами. Название фигуры выкрикивает ведущий перед ее началом.

Если суммировать эти общие черты, то легко заметить, что все они тяготеют к форме построения танца, имеют близкий принцип композиции.

Теперь же обратим внимание на лексику этих танцев, то есть на те движения, которые исполняются в фигурах этих кадрилей.

Пример 1: гармошка, мелкая дробь, дробь в три ножки, дробь ключ, 2 шага с притопом, простая дробь, веревочка, русский переменный шаг, присядка, дробь с хлопушками, присядка с ударом рукой по голенищу.

Пример 2: тройной шаг, простой мелкий шаг, шаг на каблуке, притоп, дробные боковые шаги, веревочка, присядка, переступы с кружением, удары с поворотом.

И там и там довольно широкий набор элементов русской пляски. Если мы еще раз вспомним, что в «заграничных» кадрилях основу лексики составляли скользящие (па шассе), повышенные шаги (па элеве) и поклоны, иногда галоп и балансе, то станет особенно ясна самобытность русских кадрилей. Что же касается общности двух взятых для примера танцев, то она в лексике ограничена веревочкой, присядкой (кстати, разной по рисунку движения) и дробью, также не одинаковой в этих двух танцах.

Различны даже основные позы в паре (рис. 3, 4), есть своеобразие и в манере исполнения.

Танец, народ, гулянья, особенности народных танцев, история танца, кадриль, национальный танец, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски, ритм, хореография, значение танца, хореография народов, самодеятельность, традиции, обряды, хороводы, русский хоровод, народные хороводы, сравнение танцевТанец, народ, гулянья, особенности народных танцев, история танца, кадриль, национальный танец, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски, ритм, хореография, значение танца, хореография народов, самодеятельность, традиции, обряды, хороводы, русский хоровод, народные хороводы, сравнение танцев

 


В приложении мы даем описание двух фигур с одинаковыми названиями «Прощальная». Познакомившись с ними, вы увидите, что все — от положения в паре, характера сцепления рук, манеры общения и, что самое важное, основного хода — различает эти танцы. Хотя в то же время принцип построения указывает на их общность и принадлежность к кадрилям.

 

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать