Виды танцев: Модерн танец
Сценическая хореография XX века породила также так называемый модерн танец, то есть современный.
Среди серьезных школ модерн танца выделяются фигуры А. Дункан, М. Вигман и М. Грахэм, а также их последователей.
Искусство этого направления возникло как новое течение, отрицавшее, в частности, каноны классического танца в пользу свободной пластики, движений естественных, близких природе человека. Постепенно опыт привел этот вид сценической хореографии к фактическому синтезу основ классики, свободной пластики и элементов фольклорного танца, предопределив тем самым успехи ряда хореографов с мировым именем и возможность появления таких произведений, как «Паванна Мавра» X. Лимона или танцы фильма «Вестсайдская история» Д. Роббинса.
С самого начала мы выделили в хореографии сценические и несценические виды. Многообразие сценической хореографии само по себе и определяет их общность и многоликость, а также необходимость взаимосвязей в развитии. Редко бывает, чтобы проблемы роста, естественно возникающие в одной разновидности сценического танца, не нашли отражение в другой. Так, скажем, влияние спорта, активно испытываемое всеми видами искусства в наше время, по-разному, но существенно отразилось на всей сценической хореографии. Или, скажем, появление ансамблей народного танца не могло не найти отзвук в балетном театре, и, наоборот, яркая ассоциативная образность, глубина и острота тематики произведений балетной сцены, характерная для 60—70-х годов, в свою очередь внесла коррективы в развитие эстрадного, ансамблевого танца и т. д.
Внесценические формы танца, или бытовые, как мы их определили, могли ли они развиваться вне общего потока хореографического искусства? Естественно, что нет. И это просматривается на всех этапах истории.
Бытовой (в основном бальный) танец, так же как и сценический, неразрывно связан с народными танцевальными источниками.
Как мы уже говорили, бальные танцы возникли в связи с увлечением балами светского общества. В ту пору они представляли собой видоизмененные (порой до неузнаваемости) нормами этикета и уклада жизни бытовые народные танцы.
Так, во Франции появляются салонные бранли (простой, двойной, с репризой, веселый), часто объединявшиеся в целые сюиты и составлявшие основу такого вида танцев, как бассдансы (низкие танцы), в Англии — контрдансы (лансье, экосез) и т. д.
В какой степени и в связи с чем происходит изменение форм этих танцев? Проследить это наиболее убедительно можно на одном из самых распространенных в Западной Европе эпохи Возрождения танце — бранле.
Народный бранль имел несколько вариантов. Основными движениями его были шаги с подскоками и поднятой в сторону ногой (согнутой в колене), повороты, кружения в парах. Сопровождался он весельем, шутками. Исполнялись танцы на поляне, поросшей травой, или на специально выровненной площадке.
Изменив «место жительства», бранль и сам стал неузнаваем. Вместо прыжков — маленькие скользящие шаги, вместо поворотов и кружений — строгие поклоны, вместо шуток — опущенные вниз глаза дам.
Причины, повлиявшие на изменение народных танцев, связаны с укладом общественной жизни, социальной средой, с манерами и нравами, с уровнем культуры исполнителей. Смена поляны на паркет зала привела к необходимости вместо прыжков делать скользящие (низкие) шаги. Различие в костюмах вызвало большую сдержанность и утяжеленность в исполнении движений (шлейф у дам, плащ у кавалеров и т. п.). Это и превратило веселый, полный непосредственности и простоты танец в салонный, чопорный, манерный и галантный.