Происхождение особеностей народной хорегорафии Обряды

Танец, фестиваль, особенности народных танцев, история танца, кадриль, национальный танец, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски, хореография, значение танца, хореография народов, народные пляски курской области, самоеятельность, традиции, обряды, происхождение особеностей народной хорегорафии, ритуалы Для того чтобы понять происхождение особенностей народной хореографии, нужно обратить внимание на то, что основные виды народных танцев были неразрывно связаны с бытовым укладом. Танцы входили как неотъемлемая часть в народные обряды и гулянья, причем являлись в этих обрядах действенным началом, иными словами, несли определенные функции.

 

 


  «В воскресенье на Пасху холостые парни, девушки, молодухи, недавно женившиеся парни, женщины и мужчины среднего возраста — все население села — отправлялись на кладбище. Лица каждого возраста и пола шли особо, составив вереницы, ряды и танцуя дорожные пляски. Там оставались до вечера и опять с дорожными плясками возвращались домой. На кладбище катали крашеные яйца. Раньше девушки и парни на кладбище плясали вокруг могил отдельно друг от друга, но в последнее время парни подходили к девушкам и плясали с ними вместе. Плясали в память усопших, составляя обособленные построения по полу и возрасту на отдельных местах. Плясали только медленные печальные пляски. Там быстрых плясок и Скакух не плясали. Туда не брали с собой ни зурначи ни нагарчи-пели».
Танец в этом обряде не нечто привнесенное или вставное, он — непосредственное действие.

Среди обрядов были в хореографическом отношении и более богатые, и такие, в которых танец встречался реже. Так, например, Ю. Чурко в книге «Белорусский народный танец», характеризуя белорусский обряд «дожинок», пишет, что сама атмосфера этих праздников представляет в хореографическом отношении интерес. Элементы хореографии были заложены в самом обряде дожинок, где радость по поводу окончания тяжкого труда на время заслоняла для белорусских крестьян все тяготы жизни. «Обряд этот начинался уже во время жатвы. Когда жали последнюю полосу, то каждая из женщин оставляла по колоску для общего «дожиночного снопа». Затем девушки выбирали из своей среды самую красивую, венчали ее венком из ржи, в руки давали «дожиночный сноп», покрытый белым покрывалом, и с песнями и плясками шли вслед за нею в деревню. Хозяева выходили им навстречу с хлебом и солью. Выбранная девушка, поклонившись хозяину, клала к его ногам «дожиночный сноп» и передавала ему венок. После этого все входили в хату, где ждало угощение, музыка, песни и танцы».

В современной жизни ряда народов еще сохранилась подобная роль танца в обрядовых ритуалах.

Обряды в своей основе непосредственно связаны с трудом людей и имели первоначально практический смысл, танцы же, как часть их, выражали именно то, что характерно для этого народа. Поскольку обряды были как бы душой народа, то понятен их индивидуализированный характер. Пожалуй, самые богатые, символичные и насыщенные народными обычаями — свадьбы. Трудно назвать обряд, который больше повлиял бы на многообразие всех видов народного художественного творчества.

Наиболее общая классификация обрядов разделяет их на трудовые, календарные и семейные праздники. Причем они группируются по особым циклам. Так, зимний цикл, например, начало которого приходится на конец года, завершался масленицей.

Естественно, что во всех видах обрядов хореография выступала как некий художественно законченный жанр. Он вплетался в театрализованные сцены, вытекал из игровых ситуаций, становился языком ряженых, выплескивался эмоциональным массовым плясом радости. Но именно здесь, внутри обрядов, приобретал танец черты, позволившие ему позднее стать своеобразным национальным художественным языком, хранящим особую образность данного народа.

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать