Природа танца — Значимость и символ танца

Танец, история танца, природа танца, жизнь танцаОчевидно, та же жизненность достигалась в военных пантомимах и воинственных плясках. Частые столкновения между племенами из-за охотничьих угодий вызывали необходимость постоянной готовности к обороне. Воспитание охотника-воина — идеал мужчины — становилось общественным делом.

 

 

 

 

 

 

 


На это были направлены религиозные обряды, ту же цель преследовали и воинские пляски. Они достигали высокохудожественного уровня и имели, бесспорно, эстетическую ценность. Вот описание воинственной пляски, увиденной Стенли в Экваториальной Африке: «Тридцать три шеренги из 33 человек подскакивали одновременно и одновременно опускались на землю… Тысяча голов составляла как бы одну голову, когда они сначала одновременно поднимались с торжествующей энергией, а затем склонялись с жалобными стонами. Их душа переходила в присутствующих, которые с горящими глазами, полные энтузиазма, стояли вокруг, потрясая кулаком поднятой вверх правой руки… А когда пляшущие воины, склонив головы, опускались на землю, между тем как их песня звучала печальной жалобой, наше сердце сжималось невыразимой тоской: мы как бы присутствовали при ужасах поражения, при грабеже и убийствах, мы слышали стоны раненых, мы видели вдов и сирот, плачущих среди разрушенных хижин и опустошенных полей…»

Говоря о том, что это было-одним из самых прекрасных и потрясающих зрелищ, увиденных им в Африке, автор этих строк отмечает законченный художественный характер танца, где форма соответствует полностью содержанию.

Следует также подчеркнуть, что воинственные пляски, как и все первобытные танцы, были непосредственно связаны с магическими ритуалами, с верой человека в то, что, вызвав образ победы в пляске, он затем одержит ее в действительном столкновении с врагом.

Жизнь первобытных людей в окружении непонятой и полной чудесных и грозных сил природы приводила к вере в многочисленных духов, которых надо было задобрить, ублажить, сделать для них приятное. С этим в теснейшей причинной связи находится развитие погребальных плясок н плясок-заклинаний.

Вывод из сказанного естествен: пляски неразрывно связаны с образом жизни первобытных людей.

Наивная реалистичность в воспроизведении жизни, черта, характерная для творчества первобытных племен, отразилась в первых живописных работах. На стенах пещер оставляли они изображения того, что было важно и замечено в жизни. Это очерченные пальцы руки, это бизон с точкой в том месте, где находится сердце, это первые танцевальные фигурки со значительными признаками экспрессии.

Раскопки времен неолита показали, что важным в жизни своей человек считал и танец. А раз первобытный человек изображал действия, чувства и события, важные для его жизни, то и его искусство приобретало общественное звучание.

Общественно-трудовая деятельность человека — основа зарождения танцевального искусства — таково положение марксистско-ленинской эстетики.

Искусство становится необходимо для полноценной общественной жизни человека благодаря коренящейся в нем способности воздействовать непосредственно на самые сокровенные мысли и чувства через отражение жизни. Это, определяя предназначение искусства в любые эпохи, в любом обществе, является его специфической первоосновой, связывающей его с конкретными условиями общественной жизни.

Посмотрим, как развитие танцевального искусства определяется особенностями жизни государств с рабовладельческим строем.

Дошедшие до нас памятники искусства и литературы показывают, какое большое значение имел танец в Древнем Египте. «Он господствовал в Египте как выражение экстаза, радости. Ликование и танец являлись синонимами в поэзии египтян…». Символом танца была фигура человека у которого были приподняты рука и нога. Само подразделение танцев на священные, светские, военные и гимнастические уже дает представление о характере общественного устройства Древнего Египта. Как известно, в культурно-политической жизни стран.ы играла видную роль каста жрецов. В обрядах, полных мистицизма и тайны, выливавшихся в грандиозные церемонии, священному танцу уделялось значительное место. Специальные танцовщики исполняли культовые танцы перед священным быком Аписом. Обряды погребения и приношения мертвым также сопровождались священными плясками, таковы «праздник вечности» и «праздник в честь умершего», где процессия, несущая статую умершего, открывается танцем.

3 комментария на “Природа танца — Значимость и символ танца”

Добавить комментарий для Владимир




Вход
Стоит почитать