Построение урока
В программу первого класса входит изучение простых элементов, которые в дальнейшем переходят в сложные комбинации.
Педагог должен обучить детей этим элементам и танцам, развить у них хорошую координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения.
В первом классе должны быть изучены: постановка корпуса, головы, рук, ног.
Позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому танцу),
Шаги: бытовой, легкий (танцевальный) на различные музыкальные размеры, темпы и ритмы. Поклон и реверанс на музыкальные размеры 3/4 и Pas glisse (скользящий шаг) на 2/4 и 3/4. Pas chasse (двойной скользящий шаг) на 2/4. Pas eleve (боковой подъемный шаг). Галоп.
Все формы pas chasse (I, II, III, IV и pas double chasse).
Pas balance:
а) на месте;
б) с продвижением вперед и назад;
в) с поворотом на 45° и 90°;
г) в комбинации с шагами и поклонами. Pas de basque.
Полонез:
а) па полонеза;
б) в парах но кругу;
в) простейший рисунок полонеза. Падепатинер.
Падеграс. Полька:
а) па польки на месте: вперед и назад, из стороны в сторону (боковое);
б) с продвижением вперед, назад:
в) соло с вращением по кругу в правую сторону;
г) в паре с вращением по кругу в правую сторону;
д) простейшие комбинации в паре.
Русский ход по кругу.
«Полянка».
Вальс в три па:
а) соло с вращением по кругу в правую п левую сторону;
б) в парах с вращением по кругу r правую и левую сторону;
в) простейшие комбинации с другими танцевальными элементами.
«Вару-вару».
Йоксу-полька.
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
В этот период обучения перед педагогом стоят следующие задачи: ознакомить учащихся с предметом историко-бытового танца и его особенностями;
показать позиции ног и рук в историко-бытовом танце, отметив отличие их от тех же позиций в классическом танце;
показать отличие танцевального шага от бытового; ознакомить с танцевальными положениями epaulement: croise, efface;
научить учащихся подавать друг другу руку, стоять и двигаться в паре;
пройти с учащимися танцевальные элементы, необходимые для выполнения описываемых ниже упражнений и танцев.
Примерное построение урока конца четверти
Марш. Построение в линии.
Реверансы и поклоны.
Pas glisse вперед и назад.
Pas chasse вперед и назад.
Pas eleve вперед и назад.
Первая форма pas chasse «А» и «Б».
Pas balance на месте. Pas de basque. Па полонеза.
Полонез по кругу в парах. Падеграс.
Реверансы и поклоны. Марш. Уход из зала.
Знакомясь с классом, педагог прежде всего проводит беседу, в которой рассказывает об историко-бытовом танце как о составной части программы обучения артиста балета. Надо дать определение понятия «историко-бытовой танец», рассказать об истории предмета, привести примеры развития того или иного танца (вальса, менуэта, польки, гавота). Обязательно следует подчеркнуть неразрывную связь бального танца с народным и, естественно, с культурой той или иной эпохи, в частности с музыкальной культурой. Необходимо дать учащимся краткие сведения о правилах поведения в танцевальном зале. Дополнить рассказ можно показом иконографического материала. Учащиеся должны узнать, какое место занимает историко-бытовой танец в репертуаре современного музыкального театра. Вступительная беседа не может охватить весь объем изучаемого материала, поэтому в течение года педагог должен давать небольшие пояснения, приступая к изучению того или иного элемента или танца. Позиции ног и рук в историко-бытовом танце соответствуют позициям классического танца. Лишь позиции ног здесь менее выворотные, V позиция почти не применяется, а II п IV позиции чаще применяются как проходные. Корпус во время исполнения держится прямо, голова поднята высоко. Руки могут быть в учебном положении (см. описание ниже).
В историко-бытовом танце используются положения ёраи-lement croise и epaulement efface.
Одним из первых элементов обучения является танцевальный шаг. Давая понятие о нем, педагог должен обратить внимание па плавность и легкость опускания ноги с вытянутого носка на всю стопу. Полезно проделать упражнение на различные музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4. При этом можно делать шаги на каждую четверть, на каждые две четверти, на весь такт, чередовать их, делая остановки. Подача рук, а также положение в паре изучается на примере полонеза и падеграса. Самое главное, то что в паре ведущий кавалер, а девочка стоит чуть впереди него.