Исполнительская техника и техничность танцора

Исполнительская техника и техничность танцора: в чем отличия?
Поскольку движения есть своеобразный словарный запас танца, то естественно, что танцовщик должен:


  • во-первых, иметь богатый «словарный» запас,
  • во-вторых, свободно, четко и ясно «произносить» слова, «словосочетания», «фразы», «предложения», вести «диалоги» и т. п.

Уральской В.И. приходилось наблюдать, когда танцовщики, прекрасно владеющие своим искусством, многократно повторяли одни и те же танцевальные движения. Казалось, все уже получается очень точно, уверенно, четко, а исполнители (в описываемом случае — артисты ансамбля народного танца Венгрии) продолжали повторять одни и те же комбинации движений. На недоуменный вопрос Уральской В.И. о цели столь длительного, доведенного до механического повторения мне объяснили, что ансамбль осваивает хореографию нового для себя региона. Областные особенности исполнения чардаша отличаются от других видов исполнения этого танца как некий диалект. Многократно повторяемые движения постепенно начинают звучать во всех деталях и нюансах, и тогда «речь» исполнителя становится естественной, свободной, как родная. Это свидетельствует о достижении высокой техничности исполнения, и ее главная примета — незаметность трудностей, естественность и пластическая свобода.

Структура обучения танцам
Если разложить исполнительское мастерство танцовщика на составные в виде схемы, то у ее основы будут индивидуальные способности, затем знания, то есть та информация и сумма навыков, которые получены в процессе обучения.

Все это вместе выливается в некую профессиональную оснащенность. Если ее расчленить, конечно, также схематично и условно, то она состоит из владения техническими приемами, умения подчинить их задаче создания пластического художественного образа (иногда это называют выразительностью, актерским мастерством) и способности к самостоятельной индивидуальной трактовке роли, того, что очень точно назвал большой мастер хореографии А. Ермолаев «самовитостью артиста».

Именно с этой суммой профессиональных требований исполнитель соприкасается, встречаясь с материалом художественного произведения — танцем, уже существующим, ранее созданным хореографом, или с процессом рождения нового сценического произведения. В результате этого творческого акта рождается сценический образ. Исполнитель, с одной стороны, выступает как носитель традиций, технических приемов и стиля школы, с другой — как активный участник созидания нового, как индивидуальный интерпретатор авторского произведения хореографа.

 

Исполнительская техника и техничность

Творческое исполнение танца
Рядом со словами — исполнительская техника — танцорами часто употребляется слово «техничность». Возможно, их можно рассматривать как синонимы. Но хотелось уточнить некоторую тонкость различия, усматриваемую при употреблении этих слов.

Когда отсутствует знание технических приемов исполнительства, то нельзя серьезно говорить об исполнительском мастерстве, но когда эти приемы остаются техникой во имя техники, то часто употребляется слово «техничность». Вычленяя ее из целого, называемого «художественный сценический образ», танцоры подчеркивают, что происходящее имеет малое отношение к искусству. Иными словами, техника, как сумма приемов исполнения определенной школы танца, и владение ею должны стать средством создания танцовщиком хореографического художественного образа, как одежда для танцев для детей и взрослых создает визуальный образ.

Уральская В.И.

 

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать