Хороводы

Танец, фестиваль, народ, гулянья, особенности народных танцев, история танца, кадриль, национальный танец, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски, хореография, значение танца, хореография народов, народные пляски курской области, самоеятельность, традиции, обряды, происхождение особеностей народной хорегорафии, хороводы, русский хоровод, народные хороводыВ лоне этих сохраняющих синкретичность народных действ родились, к примеру, хороводные формы хореографии. Они надолго сохранили связь с народной поэзией и песней и в таком триединстве прошли через века, развиваясь как в традиционно структурных формах, так и в образном содержании.

 

 


Потому сербское коло отличается от белорусских карагодов и южнорусских танков, которые в свою очередь не похожи на украинские веснянки и на северные русские хороводы «ходечи». Хотя обо всех можно сказать, подчеркивая их общность, что текст песни и музыки в них неразрывно сочетается с хореографически-игровым элементом.

Очень точно отмечено это в «Энциклопедическом музыкальном словаре»: «В хороводе сочетаются движения большой группы людей с драматическим действием, пляской, песней». Это движение может и чаще всего имеет круговую структуру, хотя встречаются построения линейные, колонной, двумя цепочками, змейкой, улиткой и т. п.

Хоровод может включать сольное исполнительство, игра может иллюстрировать текст песни. Но не это характеризует особенность хороводов разных народов. У одного народа может быть несколько видов хороводов, объединяющихся национальными признаками.

Каковы они? Через какие черты передаются? Хоровод вместил в себя то основное, что составляет художественно образную систему мышления народа, отразившую его многовековую жизнь в определенных природных и социальных условиях. Это создало и постепенно развивало свойственный этому народу интонационный ритм, выражающийся в мелодиях речи, в музыкальной системе, цветной живописной гамме и в пластике динамических искусств. Своеобразным преломлением этого является и характерная для того или иного произведения структура. Именно поэтому плывущие и «множащиеся» в лирическом русском хороводе девушки вызывают ассоциацию с образами березки или лебедушки, за круговым построением армянского танца папури читается мужественность жителей крепости, охраняющих границу, а в танце веснянка — поэтика украинской природы, но все они хороводные танцы, сохранившие триединство пластики, текста и музыки, все оказали влияние на более поздние художественно самостоятельные формы хореографии.

Отличаясь от свободных импровизаций ранних плясок, танцы, имея каноническую форму, вместе с тем сохранили стихию, присущую народным традициям. Лучшим доказательством этого может быть такой пример, как своеобразное бытование с конца XVIII до начала XIX века во всей Европе танцев под общим названием «кадриль». Будучи в основе английского происхождения, кадрили-контрдансы имеют огромное количество почти не схожих друг с другом вариантов.

Если сравнивать традиционное английское лансье и французскую кадриль, то можно увидеть общее не только в строгой регламентации фигур, где пары поочередно повторяют одну фигуру — канон, но и в основном лексическом материале: pas chasse исполняемое во всех направлениях; pas eleve их соединяющие, и поклоны. Вместе с тем уже здесь видны французские, если можно так выразиться, «добавления» — появляется галоп и pas balanse в движенческом материале, а в построении — разомкнулось традиционное каре, в две состоящие из пар колонны, что вообще было характерно для французских ригодонов, бурре и многих видов бранлей.

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать