Особенности народных танцев

Танец, история танца, кадриль, бытовой танец, салонные танцы, народные пляски,  хореография,  значение танца, хореография народовФестиваль в небольшом горном городе Польши Закопане — один из многих международных праздников танца, песни, музыки. Но имеет этот фестиваль свою особенность. Сюда приезжают танцевальные группы народов, живущих в горах. Он так и называется «Фестиваль фольклора горных земель». Небольшие улицы этого города заполняют девушки, юноши, почтенные старцы и степенные женщины в самых разных национальных костюмах, повсюду слышится разноголосая речь.

 

 

 

 

 


Такой же разной остается она и на сцене, во время выступления участников фестиваля. Но язык искусства позволяет за непохожестью слов, движений и звуков понять, о чем ведут рассказ артисты. Танец при всем языковом различии понимается всеми.

Серьезное жюри, занятое прежде всего оценкой исполнения, имеет и другие задачи. Ученых-хореографов (которые тоже входят в состав жюри) интересует общее в танцах народов, живущих в условиях горной местности.

Схожие элементы встречаются довольно редко и в основном у народов, живущих по соседству. Но общее в характере и, если можно так сказать, схеме поступи— явление почти обязательное.

Бытовая обувь, пошив которой связан с особенностями местности, почвой, влияла и на танцевальный шаг. Так, в равнинной местности шаг широкий, уверенный, с пятки на носок. Лапти плетеные, с ровной, плотной твердой подметкой, а позднее, грубые сапоги этому способствовали. В горах — шаг короче, поступь осторожнее, человек шагает, как бы проверяя твердость и надежность почвы. Рисунки танца, как правило, у жителей равнины масштабнее, так как площадки для гуляний позволяют вместить большое количество желающих танцевать (традиционные молдавские жоки, огромные круги якутских «осухаев», русские хороводы на полянах). Танцы горных народов не имеют такого пространственного размаха, не рассчитаны на большую площадку, женщины и мужчины часто танцуют попеременно, иногда (например, в грузинском танцели») круг бывает 2- и 3-ярусный, мужчины поднимаются на плечи друг другу. »

Эти общие черты просматриваются в танцах столь неповторимо разных, что видны лишь при профессиональном анализе. Сами же танцы, как и речь, отражают то национальное особенное, что делает «аркан» — украинским танцем, «симд» — осетинским. В танце очень точно переплетаются индивидуальные качества народов. Это заметил еще Н. В. Гоголь, сказав получившие большую известность слова: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

2 комментария на “Особенности народных танцев”

Добавить комментарий для Настя




Вход
Стоит почитать