Хороводы
В лоне этих сохраняющих синкретичность народных действ родились, к примеру, хороводные формы хореографии. Они надолго сохранили связь с народной поэзией и песней и в таком триединстве прошли через века, развиваясь как в традиционно структурных формах, так и в образном содержании.
Потому сербское коло отличается от белорусских карагодов и южнорусских танков, которые в свою очередь не похожи на украинские веснянки и на северные русские хороводы «ходечи». Хотя обо всех можно сказать, подчеркивая их общность, что текст песни и музыки в них неразрывно сочетается с хореографически-игровым элементом.
Очень точно отмечено это в «Энциклопедическом музыкальном словаре»: «В хороводе сочетаются движения большой группы людей с драматическим действием, пляской, песней». Это движение может и чаще всего имеет круговую структуру, хотя встречаются построения линейные, колонной, двумя цепочками, змейкой, улиткой и т. п.
Хоровод может включать сольное исполнительство, игра может иллюстрировать текст песни. Но не это характеризует особенность хороводов разных народов. У одного народа может быть несколько видов хороводов, объединяющихся национальными признаками.
Каковы они? Через какие черты передаются? Хоровод вместил в себя то основное, что составляет художественно образную систему мышления народа, отразившую его многовековую жизнь в определенных природных и социальных условиях. Это создало и постепенно развивало свойственный этому народу интонационный ритм, выражающийся в мелодиях речи, в музыкальной системе, цветной живописной гамме и в пластике динамических искусств. Своеобразным преломлением этого является и характерная для того или иного произведения структура. Именно поэтому плывущие и «множащиеся» в лирическом русском хороводе девушки вызывают ассоциацию с образами березки или лебедушки, за круговым построением армянского танца папури читается мужественность жителей крепости, охраняющих границу, а в танце веснянка — поэтика украинской природы, но все они хороводные танцы, сохранившие триединство пластики, текста и музыки, все оказали влияние на более поздние художественно самостоятельные формы хореографии.
Отличаясь от свободных импровизаций ранних плясок, танцы, имея каноническую форму, вместе с тем сохранили стихию, присущую народным традициям. Лучшим доказательством этого может быть такой пример, как своеобразное бытование с конца XVIII до начала XIX века во всей Европе танцев под общим названием «кадриль». Будучи в основе английского происхождения, кадрили-контрдансы имеют огромное количество почти не схожих друг с другом вариантов.
Если сравнивать традиционное английское лансье и французскую кадриль, то можно увидеть общее не только в строгой регламентации фигур, где пары поочередно повторяют одну фигуру — канон, но и в основном лексическом материале: pas chasse исполняемое во всех направлениях; pas eleve их соединяющие, и поклоны. Вместе с тем уже здесь видны французские, если можно так выразиться, «добавления» — появляется галоп и pas balanse в движенческом материале, а в построении — разомкнулось традиционное каре, в две состоящие из пар колонны, что вообще было характерно для французских ригодонов, бурре и многих видов бранлей.