Различия народных танцев
«Оберек», «куявяк», «краковяк», «мазур» и другие танцы поляков, столь непохожие друг на друга и по движениям и по композициям,- танцы польские.
«Гусачок», «трепак», «плетень», «Тимоня», «шестера» -все русские танцы. Но родина «гусачка», например, смоленские края, «Тимони» — курские земли, а «шестера» родилась на Урале.Они различаются, как диалекты русской речи, звучащей не в бытовом разговоре, а в сказаниях или былинах этих мест.
Ведь и «гусачок», и «Тимоня», и «шестера» — танцы в основном круговой композиции и все темповые, игровые, задорные. Но никто их не спутает ни по характеру, ни по основным движениям, ни по рисунку.
Так, в основе «Тимони», например, типичный для народных плясок южных областей России, особенно Курской области, шаг тройного ритма, один из видов русской «дроби». Его ритмический рисунок — тройное деление 2/4 такта, а разновидности этого рисунка бесконечны в своих вариантах. Такое многообразие создает типичную для этих областей России ритмопластическую полифонию, что в сочетании с гаммой цветовой, рождаемой локальными цветами женских костюмов (зеленым, желтым, красным, синим, белым), создает образ праздничного, звонкого, открытого веселья, солнечного задорного гулянья. Фантазия и импровизационный дар исполнителей между тем основываются на глубоком знании традиции. Только в народном танце ее нужно понимать достаточно широко.
«Нет какой-то единой, раз навсегда данной «фольклорной формы», — пишет В. Е. Гусев, — нет стабильной фольклорной традиции, но существуют различные типы этой традиции, характеризующиеся различными эстетическими нормами, выработанными коллективным творчеством различных социальных слоев в разные исторические эпохи».
Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни, потому мы и можем говорить о существовании национальной хореографии у разных народов.
Современное северное село Лешуконь вряд ли чем-то напоминает деревню в житейском понимании слова.
Большой Дом культуры создает возможности для работы художественных самодеятельных коллективов. Но хранят жители этого села не только «коньки»,венчающие типично северные добротные срубы, но и песни и танцы своего края.
На занятия фольклорного ансамбля идут и пожилые жители села, и молодежь, и дети. Уверенно чувствуют себя на сцене женщины-старожилы, а из-за широких юбок бабушек нет-нет да просунется головенка внука или внучки. Так «из рук в руки» передается и перенимается традиция.
Местная традиция в танцевальном искусстве довольно мало изученная проблема. Но именно благодаря и имеют народы такое многообразие видов, форм, стилей танца. Эта традиция не есть раз и навсегда постоянная во всех своих проявлениях норма требований. заложена возможность к развитию и во времени, и в ритме, и в чувстве современности. Но вместе с этим в местной традиции живет и сохраняется особенная, ценностно неповторимая художественная основа.
Потому, например, бесконечные русские кадрили: имеют областные, а то и более локальные варианты. Иногда у жителей двух соседних селений, разделенных трудными для сообщения дорогами, танцы до удивления самобытны и непохожи друг на друга.
Неожиданные особенности можно встретить в хореографии жителей населенных пунктов, где преобладают переселенцы. Таковы, например, танцы на гуляньях в Усть-Цильме, где с XVI века живут потомки новгородцев.
Подобно тому как народ бережет свой язык, памятники национальной культуры (кремли и дворцы, литературные произведения и изустный эпос), сохраняется и живет творчество песен, музыки и танцевального мастерства.