Природа танца — Чем же определялось место, значение танца в искусстве античного мира?

Танец, история танца, жизнь танца, танцевальные движения, танцуй ради жизниКак само понятие о «прекрасном», значение танца определяется его целесообразностью. Сочетание прекрасной образности и целесообразности действительности легло в основу учения о единстве телесной и духовной красоты.

 

 

 

 

 


Природа, человек, преображение природы деятельностью человека — в центре внимания эстетики классической Греции. Формирование человека — в его гармоническом развитии. Живое человеческое тело — идеал греков. «Все должно на него ориентироваться, с ним согласовываться, быть с ним в гармонии. Но человеческое тело состоит из физических стихий, то есть, по рассуждению греков, из огня, воздуха, води и земли. Следовательно, прекрасное для античности выступает тогда, когда физические стихии гармонируют одна с другой в живом совершенном человеческом теле».

Греки видели в танце путь формирования такого тела,на что указывают слова Сократа: «…Я сделал еще одно наблюдение, что при этом танце ни одна часть тела не оставалась бездеятельной; одновременно упражнялись и шея, и ноги, и руки; так и надо танцевать тому, кто хочет иметь тело легким».

Пляски имели воспитательное значение, они показывали что такое прекасное и что такое безобразное. А как считает Платон, «…всякое телодвижение и напевы, выражающие душевную и телесную добродетель — ее самое или какое-либо ее по-, добие,—.прекрасны, а все, выражающее порок,— не прекрасно».

«…Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также- приносит и пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты». ,

Пляске как делу государственному была посвящена специальная наука — оркестика. Ей, как части философских наук, обучались в гимназии. Правила оркестики не дошли до нас, и лишь известно (по Плутарху) ее деление на три составные части:

1) теория движений;

2) изучение поз;

3) пантомима, то есть выражение лицом (мимика) и руками (хейрономия).

Требования греков к пляске можно объединить следующим образом: во-первых, пластическая красота поз и движений; во-вторых, наглядность и изобразительность. «Главная задача плясуна в том и состоит,— пишет Лукиан,— что он должен овладеть своеобразной наукой подражания, изображения, выражения мыслей, умения сделать ясным даже сокровенное».

Таково было отношение древнегреческого общества к искусству пляски. Все стороны жизни греков воплощались в их хореографии. Это (по классификации, принадлежащей Платону) и культовые пляски восхваления богов — Диониса, Артемиды, Аполлона, Афродиты, и погребальные пляски, и светские, и пиррические (военные) пляски.

Пиррихи получили распространение по всей Греции, но особенно были характерны для Спарты. Передавая движениями нравы и обычаи, пиррические пляски как нельзя лучше характеризуют дух Спарты — «общины равных» воинов, вся организация быта, система воспитания которых была направлена на то, чтобы сделать из спартанца идеального солдата.

В Спарте, с ее культом здорового тела и выработанных «канонов» его пропорций, все виды танца отличала строгая соразмерность. Пластичность изображений в танцах, как и во всех видах искусства, достигалась при помощи динамичности образов.

К классификации плясок, данной Платоном, можно добавить сценические танцы, которые, вероятно, он включал в раздел «светские». Светские или увеселительные танцы исполнялись во время пиров и обедов. Они имели характер не бытовой (то есть исполняемый в быту любителями), а профессиональный. Во время пиршеств приглашались танцовщицы и танцовщики, и их искусством хозяева «угощали» гостей. Эти танцы были технически сложны, включали прыжки, хождение на Руках (акробатика), нередко они имели сюжетную линию (например, сцены «Ариадна и Дионис»).

Оставить комментарий




Вход
Стоит почитать